РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ. ПРОГРАММА «РАЗВИВАЕМ ДОШКОЛЬНИКА». |
Моторика | |||
Автор: Хохлова Юлия Геннадьевна | |||
18.07.2015 11:12 | |||
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ. ПРОГРАММА «РАЗВИВАЕМ ДОШКОЛЬНИКА».
Современная система отечественного дошкольного воспитания всё более ориентируется на инновационные стратегии в поиске новых подходов, направленных на развитие гармонично развитой личности. Одним из наиболее актуальных направлений выступает потребность в развитии познавательной сферы, развитие личностных качеств и творчества формирующейся личности. Немаловажным аспектом является и развитие мелкой моторики. В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Дошкольный возраст – период активного развития и формирования познавательной сферы ребёнка. Такие психические процесса как внимание, восприятие, память, воображение, мышление, речь являются основными качественными характеристиками интеллектуальной готовности к школьному обучению. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к снижению уровня общего интеллектуального развития ребенка, затрудняет процесс получения знаний. Предлагаемый курс занятий осуществляется в течение трех лет. Первый курс программы рассчитан для детей от 3 до 4 лет, второй курс от 4 до 5 лет, третий курс от 5 до 6 лет. Развивающая работа строится на основе индивидуального подхода с опорой на «зону ближайшего развития» ребёнка. Занятия проходят в игровой форме, что вызывает живой интерес к выполняемым заданиям. Задания, представленные в методических материалах расположены по степени сложности, что позволяет ребёнку поэтапно усвоить изложенный материал. Рекомендуемые познавательные игры и упражнения, способствуют активизации познавательных способностей у детей. В процессе проведения занятий у детей развиваются произвольное внимание, образное и логическое мышление, зрительная и слуховая память, воображение, зрительное и слуховое восприятие, сенсорные эталоны, пространственные и временные представления. Одним из показателей подготовки детей к школе, является развития мелкая моторика рук. В начале занятия предусмотрена игровая пальчиковая гимнастика с использованием мягкой губки с шероховатой односторонней поверхностью для активизации развития мелких мышц кисти рук и суставов фалангов пальцев. Тактильные ощущения предмета (губки) помогают ребёнку сосредоточить эмоциональную реакцию в проведении игровой пальчиковой гимнастики. Работа с детьми строиться по подгруппам, возможен вариант индивидуальных занятий. Время, отведённое на выполнение заданий не должно превышать 20 минут. Работа с дошкольниками от 3 до 6 лет
Раз, два, три, четыре, пять 1. «Мы учимся писать» Взять губку в правую руку (локоть находится на столе), со счётом от 10 до 1. 2. «Бабочка» Взять губку двумя руками (губка расположена горизонтально) Упражнение выполняется от 15 до 20секунд по 2 раза. 3. «Резинка» Взять губку двумя руками, но так, чтобы её держать Упражнение повторить 3 раза. 4. «Бантик» Взять губку двумя руками (губка расположена горизонтально) Упражнение выполняется 15-20 секунд по 2 раза. 5. «Колбаска» Губку положить между ладонями и скатать «колбаску», 6. «Секретик» Губку положить вертикально между ладонями. Пальцы дружно поиграли
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» Цель: развитие понятийного мышления, словарного запаса Ребёнку (детям) взрослый называет группу предметов, дошкольник обобщает словом каждую группу: -коза, кошка, корова, собака, лошадь (домашние животные) -белка, заяц, медведь, волк, лиса -роза, ромашка, василёк, одуванчик, колокольчик -стол, стул, кровать, шкаф, кресло -огурец, морковь, капуста, помидор -яблоко, груша, слива, вишня, виноград -машина, паровоз, трамвай, автобус, велосипед -синица, воробей, ворона, сорока, дятел -бабочка, жук, гусеница, червяк, улитка и т.д. ИГРА «НАЙДИ ЛИШНИЙ ПРЕДМЕТ И ОБЪЯСНИ СВОЙ ВЫБОР» Цель: развитие логического и понятийного мышления, речи Ребёнку (детям) взрослый называет группу предметов, дошкольник находит лишний предмет и объясняет свой выбор: -вилка, нож, ложка, ёлка, тарелка -зима, весна, солнце, осень, лето -волк, лиса, яблоко, медведь, заяц -стол, шкаф, стул, кровать, рыба и т.д. В процессе игры можно использовать картинки. ИГРА «ПОДУМАЙ И СКАЖИ» Цель: развитие логического, образного мышления, словарного запаса Взрослый предлагает ребёнку (детям) ответить на вопросы: -Для чего нужна ручка у двери? -Для чего нужны стрелки для часов? -Для чего нужны окна в домах? -Для чего нужен зонтик? -Для чего нужны рельсы? -Для чего нужна книга? -Для чего нужен замок? -Для чего нужен ключ? -Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким? -Что нужно сделать, чтобы пришить пуговицу? -Что нужно сделать, чтобы лёд растаял? -Что нужно сделать, чтобы загорелся свет? и т.д. ИГРА «ПОСЧИТАЙ» Цель: развитие смысловой памяти, мышления, речи Взрослый предлагает ребёнку (детям) посчитать: -Сколько крыльев у бабочки? -Сколько носиков у чайника? -Сколько лап у собаки? -Сколько хвостиков у морковки? -Сколько концов у клубка? -Сколько ног у червяка? -Сколько крыльев у кошки? -Сколько лап у рыбы? -Сколько домиков у улитки? и т.д.
Занятие с детьми второй младшей группы (3-4 года) Работа по программе «Развиваем дошкольника» проводимая с детьми позволяет сделать определённые выводы о том, что всестороннее развитие личности ребенка и его успешная подготовка к обучению в школе напрямую зависит от того насколько в дошкольном образовательном учреждении созданы необходимые условия для полноценного развития ребёнка и на сколько эффективно используются различные формы и методы развивающей направленности.
|