Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ. ПРОГРАММА «РАЗВИВАЕМ ДОШКОЛЬНИКА».
Моторика
Автор: Хохлова Юлия Геннадьевна   
18.07.2015 11:12

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ. ПРОГРАММА «РАЗВИВАЕМ ДОШКОЛЬНИКА».РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ. ПРОГРАММА «РАЗВИВАЕМ ДОШКОЛЬНИКА».

  • Ольга Юрьевна Крылова, кандидат пед. наук, заведующая кафедрой педагогического образования Серпуховского филиала АНО ВПО НИЕВ,
  • Юлия Геннадьевна Хохлова, педагог-психолог МДОУ №8 «Яблонька», г. Серпухов.

Современная система отечественного дошкольного воспитания всё более ориентируется на инновационные стратегии в поиске новых подходов, направленных на развитие гармонично развитой личности. Одним из наиболее актуальных направлений выступает потребность в развитии познавательной сферы, развитие личностных качеств и творчества формирующейся личности. Немаловажным аспектом является и развитие мелкой моторики. В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

 

Скачать конспект

Дошкольный возраст – период активного развития и формирования познавательной сферы ребёнка. Такие психические процесса как внимание, восприятие, память, воображение, мышление, речь являются основными качественными характеристиками интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к снижению уровня общего интеллектуального развития ребенка, затрудняет процесс получения знаний.

Предлагаемый курс занятий осуществляется в течение трех лет. Первый курс программы рассчитан для детей от 3 до 4 лет, второй курс от 4 до 5 лет, третий курс от 5 до 6 лет. Развивающая работа строится на основе индивидуального подхода с опорой на «зону ближайшего развития» ребёнка. Занятия проходят в игровой форме, что вызывает живой интерес к выполняемым заданиям. Задания, представленные в методических материалах расположены по степени сложности, что позволяет ребёнку поэтапно усвоить изложенный материал. Рекомендуемые познавательные игры и упражнения, способствуют активизации познавательных способностей у детей. В процессе проведения занятий у детей развиваются произвольное внимание, образное и логическое мышление, зрительная и слуховая память, воображение, зрительное и слуховое восприятие, сенсорные эталоны, пространственные и временные представления. Одним из показателей подготовки детей к школе, является развития мелкая моторика рук. В начале занятия предусмотрена игровая пальчиковая гимнастика с использованием мягкой губки с шероховатой односторонней поверхностью для активизации развития мелких мышц кисти рук и суставов фалангов пальцев.

Тактильные ощущения предмета (губки) помогают ребёнку сосредоточить эмоциональную реакцию в проведении игровой пальчиковой гимнастики. Работа с детьми строиться по подгруппам, возможен вариант индивидуальных занятий. Время, отведённое на выполнение заданий не должно превышать 20 минут.

Работа с дошкольниками от 3 до 6 лет

  • Игровая пальчиковая гимнастика проводится с детьми как перед началом занятия, так и в процессе занятия (когда устали руки).

Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальцы разминать.
Не ленись повторять
И научишься писать.

1. «Мы учимся писать»

Взять губку в правую руку (локоть находится на столе),
резкими движениями кисти рук сжимать губку,
одновременно считать от 1 до 10.
Поменять руки (левая) и продолжить упражнение

со счётом от 10 до 1.

2. «Бабочка»

Взять губку двумя руками (губка расположена горизонтально)
и обхватить края губки кончиками пальцев.
На раз-края губки свернуть во внутрь, на два-края губки развернуть,
имитация движений «полёт бабочки».

Упражнение выполняется от 15 до 20секунд по 2 раза.

3. «Резинка»

Взять губку двумя руками, но так, чтобы её держать
кончиками пальцев. Локти разведены в разные стороны (губка находится на уровне груди).
Резкими движениями растягивать губку как «резинку»
в разные стороны, при этом считать до 5.

Упражнение повторить 3 раза.

4. «Бантик»

Взять губку двумя руками (губка расположена горизонтально)
и обхватить края губки кончиками пальцев.
На счёт раз-перекрутить края губки вперёд, на счёт два-
перекрутить назад. Перекручивая губку, должен получиться «бантик».

Упражнение выполняется 15-20 секунд по 2 раза.

5. «Колбаска»

Губку положить между ладонями и скатать «колбаску»,
при этом вращения движений рук увеличиваются.
Упражнение повторить 3-4 раза.

6. «Секретик»

Губку положить вертикально между ладонями.
На счёт раз-ладони соединить вместе,
на счёт два-открыть «секретик».
Упражнение выполняется в течение 10-12 секунд.

Пальцы дружно поиграли
И нисколько не устали.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы писать.

  • Познавательные игры и упражнения, используемые на занятиях, позволяют развить такие психические процессы как речь, различные виды мышления, памяти, восприятия, воображения, внимания, активизируют творческие способности у детей, расширяют общий кругозор, создают положительно-эмоциональный настрой на занятие.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель: развитие понятийного мышления, словарного запаса

Ребёнку (детям) взрослый называет группу предметов, дошкольник обобщает словом каждую группу:

-коза, кошка, корова, собака, лошадь (домашние животные)

-белка, заяц, медведь, волк, лиса

-роза, ромашка, василёк, одуванчик, колокольчик

-стол, стул, кровать, шкаф, кресло

-огурец, морковь, капуста, помидор

-яблоко, груша, слива, вишня, виноград

-машина, паровоз, трамвай, автобус, велосипед

-синица, воробей, ворона, сорока, дятел

-бабочка, жук, гусеница, червяк, улитка

и т.д.

ИГРА «НАЙДИ ЛИШНИЙ ПРЕДМЕТ И ОБЪЯСНИ СВОЙ ВЫБОР»

Цель: развитие логического и понятийного мышления, речи

Ребёнку (детям) взрослый называет группу предметов, дошкольник находит лишний предмет и объясняет свой выбор:

-вилка, нож, ложка, ёлка, тарелка

-зима, весна, солнце, осень, лето

-волк, лиса, яблоко, медведь, заяц

-стол, шкаф, стул, кровать, рыба

и т.д.

В процессе игры можно использовать картинки.

ИГРА «ПОДУМАЙ И СКАЖИ»

Цель: развитие логического, образного мышления, словарного запаса

Взрослый предлагает ребёнку (детям) ответить на вопросы:

-Для чего нужна ручка у двери?

-Для чего нужны стрелки для часов?

-Для чего нужны окна в домах?

-Для чего нужен зонтик?

-Для чего нужны рельсы?

-Для чего нужна книга?

-Для чего нужен замок?

-Для чего нужен ключ?

-Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?

-Что нужно сделать, чтобы пришить пуговицу?

-Что нужно сделать, чтобы лёд растаял?

-Что нужно сделать, чтобы загорелся свет?

и т.д.

ИГРА «ПОСЧИТАЙ»

Цель: развитие смысловой памяти, мышления, речи

Взрослый предлагает ребёнку (детям) посчитать:

-Сколько крыльев у бабочки?

-Сколько носиков у чайника?

-Сколько лап у собаки?

-Сколько хвостиков у морковки?

-Сколько концов у клубка?

-Сколько ног у червяка?

-Сколько крыльев у кошки?

-Сколько лап у рыбы?

-Сколько домиков у улитки?

и т.д.

  • Практические задания в тетрадях (от 10 до 20 занятий в зависимости от возраста) дети выполняют с помощью простого карандаша или цветных карандашей в зависимости от заданий. Занятие с детьми проводит педагог-психолог или воспитатель, но после проведения обучающего семинара.

Занятие с детьми второй младшей группы (3-4 года)

Работа по программе «Развиваем дошкольника» проводимая с детьми позволяет сделать определённые выводы о том, что всестороннее развитие личности ребенка и его успешная подготовка к обучению в школе напрямую зависит от того насколько в дошкольном образовательном учреждении созданы необходимые условия для полноценного развития ребёнка и на сколько эффективно используются различные формы и методы развивающей направленности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год