Презентация «Развитие моторного праксиса у дошкольников». |
Моторика | |||
Автор: Семенова Анна | |||
10.07.2015 10:10 | |||
Презентация «Развитие моторного праксиса у дошкольников». Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки – она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает себя знать и у нас).
Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Так, В.М. Бехтерев писал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Английский психолог Д. Селли указывал на тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон коры головного мозга и придавал большое значение тренировке движений пальцев рук для развития речи детей. Электрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевых областей коры головного мозга, что значительно активизирует развитие речи детей. Исследование, проводимые под руководством М.М. Кольцовой, позволили сделать выводы:
Дальнейшие исследования показали: а) если у ребенка развиваются изолированные движения пальцев рук, то параллельно у него развивается речь. б) если развитие пальцев рук у ребенка запаздывает, то речь у него развивается с задержкой. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Работа по формированию ручной умелости у детей дошкольного возраста может быть очень многообразной и разносторонней. Первое, с чем встречается ребенок, приходя в группу детского сада, — это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных «застежек», «шнуровок», конструкторов и мозаик, можно предложить:
Хотелось бы подробнее коснуться некоторых нетрадиционных форм работы по развитию ручного праксиса. Это:
Самомассаж биологически активных точек. Цель: нормализация мышечного тонуса всего организма. Упражнение 1.Сидя с закрытыми глазами, скрестив ноги и положив руки на колени, сделать глубокий вдох, затем углубленный выдох (при вдохе живот выпячивается вперед, при выдохе — втягивается в себя). Повторить 10 раз. Упражнение 2. Ушные раковины растираются между большими и указательными пальцами, а затем ладонями. 5 растираний пальцами и 5 растираний ладонями. Упражнение 3. Сжимание зубов верхней и нижней челюстей. 10 раз крепко сжать зубы и проделать 10 постукиваний зубами. Упражнение 4. Круговые движения языком по передней поверхности зубов и десен, верхней и нижней челюстям — 5 раз в одну сторону, 5 раз в другую сторону, как при написании буквы «о». Слюну, выделяемую при этом упражнении, следует глотать. Упражнение 5. 10 раздуваний щек в среднем темпе. Упражнение 6. Поглаживание боковых стенок носа тыльной стороной вторых фаланг больших пальцев обеих кистей. Движение начинается у переносицы, производится к углам рта и в обратном направлении. Выполняется 10 движений с легким нажимом. Упражнение 7. Поглаживание бровей тыльной стороной вторых фаланг больших пальцев обеих кистей от переносицы к вискам и в обратном направлении с небольшим нажимом: глаза закрыты. Выполнить по 10 движений в ту и другую сторону. Упражнение 8. Поглаживание головы раскрытой ладонью правой или левой руки, начиная со лба по направлению к затылку и обратно 5 раз, затем надавливание вибрирующим движением указательного пальца на точку, находящуюся на месте соединения затылка с шейными позвонками. Надавливание насчет 10. Упражнение 9. Глаза закрыты, произвести круговые движения глазными яблоками в одну сторону (вниз, влево, вверх и вправо), затем в другую (вниз, вправо, вверх и влево). Движения проделываются в медленном темпе по 5 раз в одну и другую сторону, после чего закрытые глаза слегка помассировать и сделать несколько быстрых мигательных движений. Упражнение 10. Выполнение движения «умывание лица» раскрытыми ладонями. Двумя раскрытыми ладонями проделывается легкое растирание обеих половин лица, ладони двигаются вверх и вниз, захватывая щеки и виски. Повторить 10 раз. Упражнение 11. Скрестить пальцы кистей, положить их сзади на шею, голову слегка наклонить вперед, стараться разогнуть голову назад небольшими покачивающими движениями, руки, лежащие на шее, должны оказывать некоторое сопротивление. Проделать 10-12 раз. Упражнение 12. Круговые растирающие движения ладонью в области левого плеча, затем аналогичное растирание левой ладонью правого плеча. Вначале движения круговые, легкие, поверхностные, а затем с некоторым нажимом и увеличением амплитуды. Выполнять по 10 круговых движений на каждое плечо. Упражнение 13. Пальцы сложены в замок, напряженное вытягивание сцепленных рук вправо и вверх, слегка приподняться с пола, аналогичное движение руками в другую сторону, т, е. влево и вверх. В обе стороны выполнить попеременно по 5 движений. Упражнение 14. Круговые вращательные движения туловища в пояснице (руки на бедрах). Амплитуда движений вначале небольшая, постепенно увеличивается, делается шире и затем снова сужается. Темп движений вначале быстрый, постепенно замедляется и вновь ускоряется. Выполнить по 5 движений в каждую сторону. Упражнение 15. В положении сидя откинуться слегка назад, опершись на руки, находящиеся за спиной. Попеременное вытягивание ног с откинутыми носками и попеременное приведение их обратно к тазу. Выполнить 10 движений. Упражнение 16. В положении сидя раздвинуть колени в стороны и, захватив обе ступни большими пальцами, с легким нажимом остальными пальцами растирать по передней поверхности ступни от пальцев ступней к пяткам, а затем в обе стороны в среднем темпе. Упражнение 17. В положении сидя (руки на коленях) выполняется 10 глубоких дыхательных движений (при вдохе живот выпячивается вперед, а при выдохе втягивается). Упражнение_18. Ноги слегка расставлены в стороны, раскрытыми ладонями обеих рук проделать короткие быстрые удары-хлопки по лбу, щекам, шее, груди, животу, ягодицам, бедрам. По 3 хлопка-удара в каждую из перечисленных частей тела. Упражнение 19. Двигаться по залу 1-2 мин. Темп ходьбы вначале медленный (колени высоко поднимаются), затем несколько ускоряется и к концу вновь замедляется. Дыхание произвольное, но без задержки, руками свободно и широко размахивать. - движения, сочетаемые с речью. Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи. Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности дает большой эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры у детей с нарушениями речи. Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. «Разноцветные прищепки» (прицеплять прищепки к веревке, простым формам из картона, самомассаж с прищепками). Самомассаж с прищепками. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного пальца к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук (обязательно проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими). Кусается сильно котенок-глупыш, Биоэнергопластика. Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы (см. видео).
Вера в целебные свойства меди не является мистикой, она – следствие мудрости и векового опыта народа. Лечебный эффект меди связан с ее обезболивающим, антибактериальным и противовоспалительным действием. Медь выполняет важные функции в организме человека, она участвует в различных обменных процессах, о чем говорит ее высокая концентрация в печени и мозге, принимает активное участие в кроветворении, улучшает сон и успокаивает нервную систему, увеличивает защитные силы организма, способствует быстрому заживлению тканей. Недостаток меди в детском организме играет существенную роль в возникновении различных заболеваний и является причиной функциональных нарушений, таких, как повышенная мышечная утомляемость, частые головные боли, плохое настроение. В наши дни применение медных изделий широко распространено. В Средней Азии носят медные изделия и практически не болеют ревматизмом. В Египте и Сирии медные изделия носят даже дети. Во Франции с помощью меди восстанавливают слух, снимают шум в ушах, для этого одну медную монету нужно прилепить на выпуклую кость за ухом, другую – к уху, со стороны лица. При шуме в ушах монету прикладывают сзади на шею. В США медные браслеты носят как средство от артрита. А в Непале считают медь священным металлом. Аппликация меди снижает температуру, снимает боль, действует кровоостанавливающе, является сильным бактерицидным средством, активизирует водный и минеральный обмен, улучшает сон, успокаивает ЦНС, активизирует действие инсулина в крови, усиливает лейкоцитные функции. Аппликация меди рассасывает доброкачественные опухоли (уплотнение грудной железы, фибромы матки, маститы и другие). Медь излечивает туберкулез, все воспалительные процессы в организме (хронический отит, хронический бронхит, бронхопневманию, воспаление мочевого пузыря, воспаление почек, легких, гайморит, инфекционные артриты, кожные заболевания и другие). Медь также излечивает послеоперационные грыжи, геморрой, лечит ревматоидный артрит. Применение медетерапии – важная часть комплекса лечебно – оздоровительных и коррекционно – развивающих мероприятий, направленных на нормализацию тонуса мышц, активизацию артикуляционного праксиса через тактильную стимуляцию. Медными монетами с лечебной целью могут пользоваться люди любого возраста, в том числе и дети. Особенно ценным и сильным лечебными свойствами обладают монеты, выпущенные в период с 1930 по 1957 год. Лечение можно осуществлять и медными монетами царской чеканки, а также 2, 3, 5-ти копеечными монетами, выпущенными до 1962 года. Обычно монеты способны «работать без отдыха» в течение нескольких дней. Затем делается 2-недельный перерыв, после чего курс лечения можно повторить. Однако, будьте осторожны с медью – этим видом лечения. Ограничение контакта с медью не более 12 часов и проверяйте состояние кожи под пластиной. В случае ощущения зуда в месте крепления пластины, немедленно ее снимите. - кристаллотерапия. Ученые доказали, что минералы координируют деятельность мозга, активизируют деятельность центральной нервной системы. Электромагнитные биопотенциалы, излучаемые кристаллами, являются лечебным фактором. Кристаллотерапия (литотерапия) – наука о правилах лечения камнями (минералами). Кристаллотерапия обладает особыми, неповторимыми свойствами, которые приносят огромную пользу: снимают стрессовое состояние, способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, концентрации внимания, улучшению памяти. Наиболее часто в работе используют: аквамарин, жемчуг, агат, кошачий глаз, кварц, родонит, гематит, нефрит, малахит, сердолик, янтарь, горный хрусталь, лунный камень. В работе можно использовать: самомассаж БАТ минералами, ношение амулетов, браслетов, игра в «бирюльки» (складывание из камушков фигур, картин, перекладывание и т.д.) Важно проводить занятия по развитию моторного праксиса регулярно, тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Занятия обязательно доставят детям радость, помогут обрести уверенность в себе, научат аккуратности, будут способствовать развитию координации, глазомера, точности движений, улучшению памяти, внимания, связной речи, стимуляции фантазии, умению логически мыслить, рассуждать, разовьют необходимые навыки для овладения письмом, что обеспечит полноценное развитие ребенка, необходимое при подготовке к школе. Список литературы:
|