«Опыт по развитию мелкой моторики у детей в группе кратковременного пребывания» |
Моторика | |||
Автор: Гончарова Наталья Ивановна | |||
09.01.2025 21:03 | |||
«Опыт по развитию мелкой моторики у детей в группе кратковременного пребывания» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2070 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.А. ВАРТАНЯНА» (ГБОУ ШКОЛА № 2070) автор: воспитатель Гончарова Н.И. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален и по сей день. Известно, что у многих дошколят младшего возраста недостаточно развита мелкая моторика. А ведь именно она является неотъемлемым элементом развития ребенка, оказывающим важные воздействие на развитие ловкости пальцев, стимуляцию речевых зон мозга. Если формирование мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие, в то время когда общая моторика при всем этом может быть в норме, поэтому тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей: для развития речи, психологических процессов и познавательной деятельности.
Для развития мелкой моторики рук у детей в группе кратковременного пребывания использую следующие методы:
Пальчиковые игры упражнения, пальчиковые разминки способствуют развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, что положительно сказывается на развитие речи. Именно им уделяю особое внимание. Общие правила пальчиковых игр
С детьми в возрасте двух лет чаще всего играю в «Пальчики- грибочки» Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке: Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел, этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал. Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел, потому и потолстел! «Пять утят» Пять утят плывут вперёд, На берегу их мама ждёт, (Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке». Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят) Но только четверо утят Вернулись к мамочке назад. (постепенно пальцы загибаются) Четверо утят плывут… Трое утят плывут… Двое утят плывут… Вот один плывёт вперёд, На берегу его мама ждёт, (На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки ( «мамой-уткой»). И сразу пятеро утят «Часы» (Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ( «бежим») от коленочек до макушки). Мышь полезла в первый раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: «Бом!», (Один хлопок над головой). Мышь скатилась кувырком. (Руки «скатываются» на пол). Мышь полезла второй раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» (Два хлопка). Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!» (Три хлопка). Мышь скатилась кувырком. Дети постарше любят такие игры как «Дни недели» или «Зима» Дни недели В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга) Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу) В среду я пекла калач, (печём «пирожки») Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк») Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев) Всех подружек в воскресенье Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе) Зима Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному) Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков), Птичек крошками кормили, ( «крошим хлебушек» всеми пальчиками) С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки) А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки) Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку) Игры на межполушарное взаимодействие по типу «Кулак- ребро-ладонь», «Хлопни -топни» направлены не только на развитие мелкой моторики рук, мышления, внимания, улучшение координации движений, но и на межполушарное взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Мои дошколята очень любят такие упражнения и дома учат своих родителей. К пальчиковым играм также можно отнести игры с пластилином, горошинами, игры со шнуровкой. В таких играх с другими детьми и взрослыми у ребенка:
- он развивается эмоционально, и формируется готовность, а затем умение действовать в коллективе сверстников. Очень часто использую игры с бумагой. Ведь интерес к ней у детей проявляется довольно рано. После некоторого ознакомления с видами бумаги, придумываем что интересногоможно с ней сделатьи это не только мять и рвать, но и клеить. Заданий и упражнений на развитие мелкой моторики очень много. При желании, если подключить воображение, можно придумывать бесконечно. Но главное необходимо учитывать индивидуальные возможности и желания детей. Игры и упражнения, пальчиковые разминки необходимо делать систематически, ведь все это помогает в дальнейшем правильно держать карандаш, самостоятельно шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, а также создает благоприятные условия для развития речи.
|