Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности в детском саду |
Моторика | |
Автор: Гордеева Светлана Сергеевна Киреева Кристина Анатольевна | |
11.01.2025 22:38 | |
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности в детском саду Дошкольный возраст – это период детства, который берет свое начало, когда ребенку исполняется три года и продолжается до шести-семи лет. В данном возрастном периоде ребенок приобретает новый жизненный статус «дошкольника», который имеет непосредственную взаимосвязь с поступлением ребенка в детский сад. В современной психологии и педагогике выделяют следующую классификацию дошкольного возраста:
Дошкольный возраст является очень важным жизненным периодом для развития и становления детской личности, ее эмоциональной и физической сфер. Дошкольное детство является периодом, когда ребенок, начиная с возраста трех лет, открывает для себя что-то новое, неизведанное, и помогает ему в этом игровая деятельность, которая является ведущей в этом возрасте.
По мнению Джиоевой А.Р., автора научной статьи «Сюжетно-ролевая игра как основа деятельности ребенка в период дошкольного детства», игра обладает огромным потенциалом в развитии познавательной сферы ребенка. Самая главная игра данного возраста – сюжетно-ролевая, в процессе которой ребенок подражает взрослым и осваивает первые навыки самообслуживания. [3]. Каждый возрастной период характеризуется не только познавательными «взлетами», но и рядом трудностей, с которыми ребенку, порой, самостоятельно не справиться. Одним из наиболее частых проблем дошкольного возраста является недостаточный уровень развития мелкой моторики рук, которое влечет за собой трудности умственного и речевого развития. Об этих проблемах дошкольников рассказывает Кусмарцева Т.А., автор статьи, посвященной вопросам развития мелкой моторики рук. По мнению данного автора, развитая мелкая моторика – это возможность ребенка выполнять определенные, согласованные действия пальчиками, например, перебирать мелкие предметы во время игры, держать ручку, карандаш или кисть во время рисования, расстёгивать и застегивать пуговицы или молнию во время одевания и раздевания и т.д. Если у ребенка не получается выполнять определенные, несложные действия пальцами рук, это и свидетельствует о недоразвитии мелкой моторики, которое вызывает ряд проблем, в том числе и с развитием речи. [4]. Изучением вопроса важности развития мелкой моторики рук, ученые занимаются уже очень много лет. Российский педагог В.А. Сухомлинский говорил, что все скрытые способности ребенка, его одаренность кроются на кончиках маленьких пальчиков. Он говорил, о тесной взаимосвязи мелкой моторики и детского ума. Чем больше действий ребенок выполняет руками, тем умнее и одареннее он становится [5]. Развитие мелкой моторики рук активно практикуется в дошкольных учреждениях посредством обучения детей продуктивной деятельности, об этом свидетельствуют данные научной статьи Часовских А.В. Продуктивная деятельность – это, так называемый, творческий процесс, направленный на создание определенного продукта деятельности (рисунка, аппликации, поделки и т.д.), в процессе выполнения которой происходит некое обучение (например, изучение формы, цвета, величины и т.д.) По мнению Часовских А.В., мелкую моторику рук необходимо развивать, начиная с раннего возраста и делать это не спеша, постепенно усложняя задачу. Самыми эффективными методами для работы с дошкольниками являются: лепка из глины или пластилины, создание картин из мозаик, конструирование из деталей конструктора, работа с ножницами, раскрашивание картинок, рисование по точкам, рисование узоров по клеточкам, штриховка, лепка и многое другое. [6]. Таким образом, систематическое использование продуктивных видов деятельности в детском саду приводит не только к оптимальному уровню развития мелкой моторики, но и влияет на активное развитие речи, расширение кругозора дошкольника, снижению уровня тревожности и сохранению психо-физического здоровья ребенка. Во время продуктивной деятельности происходит не только развитие мелкой моторики, но и повышается уровень фантазии, мышления и воображения. Данный вид деятельности является уникальным, ведь именно в процессе творчества ребенок не чувствует ограничений и расслабляется. При использовании нестандартных творческих техник, таких, как оригами, макраме и т.д. ребенок знакомится с новыми словами, благодаря чему повышает словарный запас. Список литературы
|