Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей
Моторика
Автор: Громова Инна Геннадьевна,Сорокина Татьяна Валериевна   
08.01.2025 21:06

Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детейВлияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей

Громова Инна Геннадьевна, Сорокина Татьяна Валериевна, воспитатели Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 «Парк детского периода» г.Киселевск, Кемеровской области- Кузбасс

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Вспомните, как любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку -белобоку", показывать "Козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже — с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

 

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребёнка он проходит своими темпами.

Для развития речи детей в группе раннего возраста, используем различные методы и приемы:

  1. Массаж кистей рук и пальцев.
  2. Ежедневные пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, с использованием потешек).
  3. Работа с предметами и материалом (пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы.) А также игры с природным материалом (песком, водой, деревом, бумагой). -Игры с пластилином. -Игры с бумагой. -Игры с крупой, бусами. — «Сухой бассейн» из гороха и фасоли. -Нанизывание бусин на шнурок -Игры с природным материалом. -Игры с водой.
  4. Пальчиковый театр, игры – драматизации, инсценировки.
  5. Рисование (упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками)
  6. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами развивает мелкую моторику, которая является основой развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
  7. Выкладывание фигур из счетных палочек.
  8. Застёгивание, расстёгивание и шнуровки.
  9. Для развития речи детей существует множество интересных развивающих игр. Настольно – печатные игры можно приобрести в магазинах, либо сделать своими руками. (Разрезные картинки, вкладыши, «Чей домик», «Чей малыш», «Чудесный мешочек», «.) Применяя их, можно пополнить и обогатить словарный запас ребенка, развить познавательный интерес к окружающему миру, способствовать речевой самостоятельности и активности. Также для развития речи можно предложить выполнять детям, в виде игровых действий, дыхательную и артикуляционную гимнастику.

Однако стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребёнок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, нужно систематически.

Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе с детьми в детском саду, а родителями дома, при целенаправленном их применении способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в- третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Работая над развитием мелкой моторики у детей, способствует решению целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 1 (363) выйдет
12 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год