«Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» |
Моторика | |||
Автор: Паршина Светлана Михайловна | |||
15.10.2024 09:13 | |||
«Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» Представление педагогического опыта воспитателя Паршиной Светланы Михайловны Актуальность На всех этапах жизни ребёнка движение рук играет важнейшую роль. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени формирования кисти и пальцев. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка. Возникают проблемы общения со сверстниками, затрудняется познание окружающего мира. Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, этих серьёзных проблем можно избежать. В период с момента рождения и до пяти лет наиболее важными этапами являются развитие мелкой моторики (движение рук) и развитие речи. Эти две сферы тесно взаимосвязаны, и одна не развивается без другой, то есть если не развивать мелкую моторику, то и речь будет развиваться не так активно, как могла бы. И наоборот, если не общаться с ребёнком, а только играть с ним, то его развитие сильно замедляется. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки родным. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память, связная речь, он может легко освоить навыки письма.
Однако наблюдения показывают, что у большинства детей дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики рук: дети плохо владеют карандашом, линии в основном кривые, неточные, слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений, что говорит о неготовности детей к письму, наблюдаются проблемы с речью. По мнению И.М. Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования, ведь по рисункам детей можно проследить, как развивается ребёнок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Большая роль отводится использованию нетрадиционного рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивать творческие способности ребёнка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию. Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику руки и творческие способности, вызывает целый комплекс эмоций, формирует характер ребёнка, его индивидуальность, позволяет применить многообразие способов и средств рисования, прививает любовь к изобразительному искусству. Теоретическая база Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Движения рук человека не определяются наследственностью, а формируются в процессе воспитания, обучения. По данным исследований, проведённых Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев. В современном мире разрабатываются многочисленные методы и приёмы, позволяющие развивать мелкую моторику рук. Например, в Китае распространены упражнения с камнями и металлическими шарами. Нашей народной педагогикой созданы разнообразные игры для ладоней и пальцев: «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока». Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют занятия рисованием. Б.М. Теплов пишет, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей…Решая задачу изобразить виденное, ребёнок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи». В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, следовательно, происходит обогащение словарного запаса. В процессе работы ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов. Например, можно рисовать не только кистью, но и печатками из картофеля, пробки. Можно рисовать листиком берёзы или колоском, вилкой или ватными палочками. Всё это стимулирует познавательный интерес ребёнка. Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами – это увлекательная деятельность, которая завораживает и восхищает детей. Об этом писали в своих работах И.Е. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей», Ю.В. Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности», А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Новизна Своеобразие и новизна предлагаемого опыта выражается в том, что дети учатся нетрадиционным техникам рисования. Эти занятия помогают ребёнку достигнуть высокого уровня в создании работ практически из любого материала, помогают испытать радость от процесса. Новизна и оригинальность педагогического опыта заключается в обучении нетрадиционным техникам рисования, помогающим развивать мелкую моторику рук. Технология опыта Цель моего профессионального опыта – развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования. Задачи:
Формы работы с детьми:
Ожидаемый результат: Предполагаю, что у детей повысится уровень развития мелкой моторики, они будут способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. Дети успешно освоят технику работы с нетрадиционными материалами, будут её применять в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности, проявят творчество в продуктивных видах деятельности. Работа по развитию мелкой моторики через нетрадиционное рисование ведётся на занятиях кружка «Цветные ладошки». Постепенно был изучен методический материал по теме, написана программа кружка, составлены разнообразные картотеки, как-то:
Во второй младшей группе знакомство с нетрадиционными техниками рисования я начинаю с рисования пальчиками. Это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребёнку свободу действий. Ребёнок оказывается наедине с краской и чистым листом, и ему можно опустить пальцы в краску, почувствовать её, а потом оставить след на бумаге. Детям очень интересно, ведь в основном за это ругают, а тут можно немного пошалить. Сначала я советую наносить точки, затем предлагаю вытянуть чёрточку. Работу начинаем с одним цветом, а затем – два, три цвета. Ребята с удовольствием рисуют ладошками и пальчиками на темы: «Рыбки», «Ёжик», «Ветка рябины», «Два весёлых гуся», «Маленькой ёлочке холодно зимой» и т.д. Малыши на занятиях кружка «Цветные ладошки» осваивают технику рисования пробками, поролоновыми тампонами, печатками из картофеля и салфетками. От воспитателя требуется определённое умение, чтобы сделать печатку из картофеля, ведь это и цветок, и шарик, который украсит нарисованную ребёнкомёлку. Необходимо прижать печатку к подушечке с краской и нанести оттиск на бумагу. Таким способом можно украсить салфетку, платок, открытку. Для получения другого цвета надо заменить подушечку и печатку. Таким образом мы рисовали: «Первый снег», «Снеговичка», «Цветочек радуется солнышку». На занятиях кружка во второй младшей группе яучу рисовать тычком жёсткой полусухой кисти. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально, в воду не опускает. Таким способом отлично получаются пушистые или колючие объекты. Например, на занятиях мы рисуем на темы: «Белоснежная зима», «Заяц на снегу». Прекрасно получаются работы, выполненные акварельными красками в сочетаниис восковыми мелками. Для ребёнка становится открытием увидеть, как через акварель проступает нарисованное восковым мелком. В средней группе учу детей рисовать с помощью манной, гречневой и рисовой круп. Пальчики детей трогают крупу, перебирают, тем самым осуществляя массаж, развивая мелкую моторику. Продолжаю учить ребят делать оттиски печатками из салфеток, осваиваю метод «набрызгивания» и «процарапывания». Это занятия по темам: «Золотая рыбка», «Новогодний праздник». На занятиях кружка осваиваем рисование свечой и восковыми мелками. Результатом моей работы по теме нетрадиционных техник рисования стала коллекция мультфильмов и музыкальных этюдов. Детям всегда интересно не только говорить, но и смотреть, сопереживать, смеяться с героями мультфильмов. Музыкальные этюды помогают мне проводить занятия, помогают настроить ребят на определённый лад, создают настроение. Правильно подобранная музыка помогает творчеству детей, не даёт отвлекаться на разговоры. В группе я оформила предметно-развивающую среду, которая постепенно пополняется совместно с родителями в соответствии с возрастом детей. Материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать игры, заниматься рисованием в свободное время. В нашей группе большая коллекция штампов и трафаретов, запас поролоновых тампонов и ватных палочек. Я стараюсь делиться опытом своей работы с коллегами. Так я приняла участие в работе круглого стола на обучающем семинаре «ФОП ДО: реализация в современных условиях обновления образования» Там я выступила с презентацией «Нетрадиционные техники рисования на занятиях кружка «Цветные ладошки». В процессе работы я разработала дидактическую игру «Я рисую картину». Перед ребёнком лежит основа, например, пейзажная зарисовка, к которой он крепит недостающие элементы по желанию (цветы, кусты, солнышко, тучки). Семья – социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность общественных отношений: к труду, к событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету ихозяйству. Семья – первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. Родители должны помочь дома создать обстановку творческой мастерской, где ребёнку захотелось бы рисовать с удовольствием. Это значит, что дома должны быть не только краски, кисти, альбомы, но и понимание и поддержка папы и мамы. Потому так важно привлекать родителей к участию в жизни детского сада и группы. Я провела анкетирование родителей на тему «Любит ли ваш ребёнок рисовать». По результатам анкетирования я сделала вывод, что дети с удовольствием рисуют не только в детском саду, но и дома, а это значит, что и родители стараются занять своих детей. Родители откликаются и принимают посильное участие в подготовке мероприятий. Например, ко Дню матери была подготовлена выставка совместных работ детей и родителей в техниках нетрадиционного рисования. Дети подготовили выступление и с удовольствием рассказали о проделанной работе. Я разработала следующие консультации для родителей: «Влияние пальчиковых игр для умственного развития детей младшего дошкольного возраста», «Творим без кисточки», «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка». Результативность опыта Таким образом, запланированная работа по развитию мелкой моторики путём применения нетрадиционных техник рисования оказалась результативной, а задачи и выбранные пути их реализации определены правильно. Об итогах работы с детьми говорят следующие результаты: у детей повысился уровень развития мелкой моторики, они способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Дети освоили техники работы с нетрадиционными материалами и в дальнейшем будут применять их в непосредственной образовательной деятельности. Дети проявляют творчество в продуктивных видах деятельности. По результатам проведённой диагностики показатели выросли от 20% до 85%. Семьи воспитанников стали более сплочёнными, родители активно принимали участие в жизни детского сада и группы. С методическими разработками по опыту работы можно ознакомиться на сайте детского сада: на личных страницах: Список используемой литературы:
|