Использование игровой технологии камешки «Марблс», для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья |
Моторика | |||
Автор: Инжеватова А. А Костина О. С. | |||
20.10.2024 09:55 | |||
Использование игровой технологии камешки «Марблс», для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Подготовили:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский В игре ребенок познает мир, развивается. Процесс обучения ребенка проходит в игре. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы.
Детям с ОВЗ трудно сконцентрировать внимание оно не устойчиво, наблюдается недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, слабо развита моторика, пространственные трудности. Необходимо правильно построить коррекционную работу, чтобы у детей не возникали трудности в снижении интереса к обучению, снижению важных функций развития. С детьми ОВЗ немыслима работа без использования игровых технологий. Существует множество технологий, которые применяются в работе педагога. Коррекционная работа с детьми, это длительный процесс, требующий индивидуальный подход к каждому ребенку. В своей работе игровые технологии мы применяем с целью коррекции, успешной адаптации к жизни, оказания первичной педагогической помощи. Даем возможность ребенку интересно развивать мелкую моторику, корректировать поведенческие реакции, помогаем справиться с эмоциями. Многие исследования показали, что игра определяется как ведущий вид деятельности дошкольника, формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Игры, способствующие развитию мелкой моторики у детей, является одним из средств развития речи. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы. По мнению известного философа Канта, «Рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Педагоги создают благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов. В своей работе мы реализуем игровую технологию камешки Марблс для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья. С их помощью можно решить множество коррекционных задач.
Мы в работе с детьми ОВЗ используем камешки, которые имеют форму приплюснутого шара и носят название — кабошоны, что в переводе означает «шляпка гвоздя». Их использовать в работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой — ровный, Игры с камешками оказывают положительное влияние на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Эстетическая привлекательность «Марблс» вызывает интерес у современных детей, несмотря на богатый выбор новейших, высокотехнологических игрушек. Красота камешков настолько завораживает, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, поиграть с ними, подержать их в руках. Во время проведения индивидуальной работы, на занятиях сложно воспринимаемый материал становится более доступным. Наблюдая за детьми с ОВЗ, возникали следующие трудности: малая концентрация и неустойчивость внимания, слабо развита моторика рук, пространственные трудности. Возникали трудности в задании на классификацию. Для успешности детей и более продуктивную работу мы постоянно ищем новые формы работы. Способствуем тому, чтобы у детей задействовать сразу несколько анализаторов, чтобы ребенок слышал, видел, чувствовал. Ежедневные упражнения на развитие общей моторики и упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Работа по всестороннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игровой технологии камешки «Марблс» проводилась непосредственно во время проведения индивидуальных занятий. В своей работе используем игры в соответствии с уровнем актуального развития, индивидуальных особенностей, с постепенным усложнением материала, в соответствии с коррекционными задачами. Их спектр широк и разнообразен. Изучив современную практику организации работы по данному направлению необходимо было разработать системность. Работая с детьми ОВЗ была разработана база игр и упражнений с камешками «Марблс». Используя камешки «Марблс» ребенок не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознанного обучения и развития. Игровая ситуация позволяет решить задачи, активизировать психические процессы, позволяет поддержать интерес и мотивацию к деятельности. Упражнение на «Знакомство» Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту. Оборудование: емкость с камешками "Марблс". Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками. Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой — стеклянные, гладкие; качеством — хрупкое, прозрачное; цветом — красный, синий, зеленый. Затем дается время для самостоятельного манипулирования. «Чудесный мешочек» Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь. Задание: в мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец – шарик Марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же. «Помоги ёжику найти грибочки» Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию. Задание: Выложить дорожку от ежика к грибочкам из камешков. Цветовая гамма не учитывается. «Тучка и капельки» Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание, цветовое восприятие. Задание: Выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера. «Пройди по дорожкам» Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию формировать правильный захват шарика кистью руки. Задание: взять камешки Марблс и выложить цветные дорожки, разного цвета. «Выложи по контуру» Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук. Задание: 1) предлагается выложить по нарисованному контуру, цветовая гамма не учитывается. 2) Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма. «Змейка» Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук. Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камешки лежали друг за другом, без промежутка. Можно использовать разные цвета. «Гирлянда» Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно-двигательные координации, учить выполнять действия по образцу. Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом. «Художник» Цель: развивать творчество, мелкую моторику. Задание: выложить заданный предмет из камешков. Ребенок выкладывает схематичное изображение. Игра «Назови ласково» Поможем сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из камешков марблс называя при этом слова уменьшительно — ласкательно. Например, фонарик, столик, домик. Игра «Четвертый лишний» Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию. Задание: Выбрать лишний камешек по цвету, форме или величине. Игра «Золушка» По цвету: можно заранее подготовить цветные тарелочки (емкости), и ребенок будет подбирать каждой тарелке свои камешки; По размеру: можно поставить несколько коробок с указателями для различного размера для маленьких, средних, больших камней; По форме: можно оформить коробку, проделав в нем несколько отверстий различного диаметра — для овальных камней, круглых; По фактуре: сделайте «тактильный мешочек» — насыпьте в непрозрачный мешок камешки различной величины, формы и фактуры. Пусть ребенок по вашей просьбе на ощупь ищет гладкий камешек, а затем длинный, шершавый, круглый, маленький. Игра «Выкладывание сюжетных картинок из камешков» Цель: развитие фантазии. Выкладывание сюжетных картинок при помощи камешков на определенную тему: «Морское дно» и «Домик в деревне», «Колобок», «Новый год», «Рыбки в аквариуме». Игры – соревнования с камешками «Донеси – не урони» Ход: Выбирается несколько детей, которым дается пластмассовая ложечка, с помощью которой каждый ребенок должен донести камешек Марблс до определенной цели и не выронить его. Побеждает тот, кто, не уронив камешек с ложечки, раньше всех доберется до финиша. «Сухой бассейн» Цель: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, словарный запас, фонематический слух. Вариант № 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная шариками марблс, среди которых- мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее, описать. Вариант № 2. У ребенка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой находится шарики марблс. Педагог предлагает ребенку найти и на ощупь и описать их. «Мозаика» Выложить узор по образцу. Игра предполагает обязательное использование шаблонов к заданию. «Продолжи узор» Продолжить узор или ряд. Камешки и игры с ними очень нравятся детям, а игр еще придумать можно большое количество. Таким образом, игры с камнями совмещают в себе и приятное, и полезное занятие для развития детей. «Змейка» Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камушки "Марблс". Ход: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета. Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета). В играх осуществляется личностный подход. Взаимодействие взрослого и ребенка включает все этапы деятельности: планирование, организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Камешки «Марблс» помогают ребенку раскрыть свои возможности, испытать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть оценку своего труда. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Используя в коррекционно-развивающей работе игровую технологию камешки «Марблс» наблюдается положительная динамика в развитии психических процессов у детей с ОВЗ, что способствует повышению внимания, памяти, мышления, моторики. Результаты работы показали, что использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе – это высокоэффективная, универсальная, доступная игровая технология, которая способствует повышению физической и умственной работоспособности, эмоционального настроения у детей, развивает психические процессы детей. Приведенные в данной работе игры и упражнения с использованием камешками «Марблс» в значительной мере способствуют развитию высших психических функций у детей. Предложенные задания и упражнения интересны будут и детям групп общеразвивающей направленности, так как использование камешек в работе вызывают у них положительные эмоции. Задания можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Усваивая в общении с взрослыми технику различных нетрадиционных игр, ребенок обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Так, игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает его развивающий эффект. Литература
|