Консультация для родителей «Развитие крупной и мелкой моторики у детей 4 – 5 лет» |
Моторика | |||
Автор: Степанова Наталия Викторовна | |||
15.10.2024 09:02 | |||
Консультация для родителей «Развитие крупной и мелкой моторики у детей 4 – 5 лет» Степанова Наталия Викторовна Цель: активизация и обогащение знаний родителей о развитии моторики у детей 4 – 5 лет. Многие недооценивают необходимость развития крупной моторики у детей. А она является базой для формирования мелкой моторики, которая важна при подготовке к школе. Крупная моторика, или общая – это активные движения телом, в которых задействованы руки, ноги, туловище, голова. Этими навыками взрослые пользуются, не задумываясь, а детям приходится их постепенно осваивать. Без развитой крупной моторики невозможно полноценное формирование человека. А для этого необходимо учиться контролировать движения и управлять ими, согласовывать действия, развивать двигательную активность.
К пяти годам мышцы становятся гораздо сильнее, чем у малышей, их работоспособность увеличивается. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети уже могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать, приземляясь на полусогнутые ноги. Они уже могут прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук. У ребенка четырех-пяти лет уже достаточно хорошо развита координация движений, он умеет стоять на одной ноге (развивается равновесие), ходить на пятках и на носках и т.д. Движения становятся намного совершеннее. Скелет отличается гибкостью, так как процесс окостенения не закончен, поэтому в этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка уже можно учить кататься на коньках, на двухколесном велосипеде. Ребёнок становится ловким и быстрым. Характеризуя особенности развития детей дошкольного возраста необходимо обратить внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних появлениях ребенка:
Будьте внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы половина описанных признаков! Итак, ценность развития крупной моторики велика. Формирование крупной моторики происходит за счет любых движений: активных игр, копирования действий взрослых и животных, спортивных занятий, танцев, аэробики. Побольше играйте с ребенком в подвижные игры. Игры для развития двигательных навыков: «Пилоты», «Веселые мячи», «Прыгает – не прыгает», «Пятнашки», «Мыши в кладовой», «Закати в ворота мяч», «Перешагни через веревочку», «Пузырь» и др. Игра с родителями «Пилоты». Инвентарь: 2 кегли (или 2 кубика) разных цветов. Взрослый и ребенок становятся на противоположных концах комнаты, рядом с кеглями. Они – пилоты самолетов, находящихся на разных аэродромах. По команде мамы: «Готовим самолеты к полету!» они расходятся по комнате, останавливаются каждый у своего «самолета», «наливают в баки керосин» (наклоняются), «заводят моторы» (вращают руками перед грудью) и «летят» (разводят руки в стороны и разбегаются по комнате в разных направлениях). «Самолеты» находятся «в воздухе» до тех пор, пока мама не скомандует: «Самолеты, на посадку!». После этого взрослый и ребенок должны быстро добежать до «своих» кеглей – «вернуться на свой аэродром». Игра повторяется 2-3 раза. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Чем старше становится ребенок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Так, например, ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удается изолировать движения пальцев, – говорящие дети. Если напряженные пальчики сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не делают изолированных движений, то такие дети – неговорящие. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит еще и давление кончиков пальцев, а импульсы от них активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребенка. На четвёртом году жизни ребёнок учится застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, пряжки и т.д. На пятом году – совершенствуются ранее приобретённые умения, появляются новые интересы. Ручные умения приучают ребёнка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Привлекательным занятием становится рисование по трафаретам цифр и букв. Это шаг к освоению «грамоты» и подготовке руки к письму. Для подготовки руки к письму детей 4–5 лет можно использовать:
Очень полезны лепка, рисование, штриховка, работа с конструктором, мозаикой, игры с песком, крупами, бусинами. Игры для развития мелкой моторики рук: «Найди сюрприз», «Зашнуруй ботинок», «Тир», «Бусы», «Поймай мячик», «Рисуем ножницами», пальчиковая гимнастика и др. Игра с родителями «Бусы» Оборудование: бусины разной формы, карточки с изображением готовых бус. Родителям нужно собрать бусы используя образец, изображенный на карточке. Игр и упражнений, направленных на развитие моторики очень много. Главное – учитывать возраст, настроение, желание и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Литература
|