Формирование артикуляторной моторики у детей |
Моторика | |||||||||||||||||
Автор: Полякова Наталья Ярославовна | |||||||||||||||||
15.04.2023 22:28 | |||||||||||||||||
Формирование артикуляторной моторики у детей Речь служит главным средством общения между людьми, является основой человеческого мышления, приобретения и передачи новых знаний. Многие считают, что речь производится непосредственно речевыми органами – губами, языком, голосовыми связками. На самом деле произнесение вслух звуков, слов и предложений представляет собой лишь заключительный этап речевого процесса. Речевые органы человека выполняют приказы, поступающие из мозга, преобразуя мысленную речь в звуковую. Материальной основой речи как физиологического процесса является нервная система человека.
А.Н. Гвоздев писал: «Общий ход усвоения звуковой речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей в том отношении, что благодаря раннему развитию слуха, ребенок впервые на слух учится различать разнообразные фонематические элементы; их точные слуховые представления и становятся регулятором для выработки их в его собственном произношении. Но для их появления в речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще и артикуляционные навыки… Эти навыки вырабатываются позднее, и с их выработкой звуковые элементы вступают в собственную речь ребенка». Звуковая культура развивается на основе хорошо развитого фонематического слуха, который, в свою очередь, во многом обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение. «Через развитие смыслового слуха достигается не только правильное понимание речи, но и правильное произношение. Хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки и слова» (М. Е. Хватцев). Данное положение предполагает, что работа по воспитанию правильного звукопроизношения должна вестись в двух направлениях: по формированию фонематического слуха и выработке артикуляционных умений. Направления работы по воспитанию звуковой культуры речи:
Произнесение отдельных звуков возможно благодаря согласованной работе мышц речевого аппарата под контролем специальных центров в коре головного мозга и идущих нервов. Механизмы речи не являются наследственными, а вырабатываются у ребенка к 5 – 7 годам. Они основаны на деятельности определенных отделов головного мозга, которые выполняют свои функции в речевом процессе. В связи с этим, в коре головного мозга различают речевые зоны, в которых под влиянием негативных факторов могут возникнуть определенные нарушения. Сенсорная зона, или слуховой центр Вернике, расположена в задней части верхней височной извилины и обеспечивает восприятие и понимание обращенной речи. В течение первого года жизни в мозге ребенка происходит образование связей между слышимыми звуками, составляющими слова, а также постепенное преобразование отдельных звуков в движения речевого аппарата. Позднее этот центр начинает осуществлять контроль над правильным положением артикуляционных мышц для произнесения конкретного звука и сопоставления уже произнесенного слова с его образом, усвоенным ранее. Моторная зона, или речедвигательный центр Брока, находящаяся в заднем отделе нижнелобной извилины, отвечает за способность произносить слова, формируется позднее слухового центра. В это время у ребенка вырабатывается последовательность стереотипных сочетаний звуков или слов. Приоритетные линии формирования звукопроизношения на разных возрастных этапах:
Речь человека развивается благодаря врожденным и приобретенным в ходе обучения и подражания рефлексам. По мере взросления ребенка речевые механизмы приобретают силу привычных, стереотипных действий, к числу которых относится и дефектное произношение различных звуков. Поэтому речевые нарушения в школьном возрасте потребуют гораздо больших усилий и времени для их преодоления, чем в дошкольном. Список литературы:
|