Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста |
Моторика | |||
Автор: Плотникова Ирина Николаевна | |||
13.04.2023 21:25 | |||
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Плотникова Ирина Николаевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №54», г. Курск Многие родители постоянно думают о том, как лучше подготовить детей к школе, уделяя особое внимание чтению, письму и счету. Для того чтобы ребенок хорошо обучался письму, нужно развивать мелкую моторику. Мелкая моторика – это способность выполнять точные действия пальцами и кистями рук: умение правильно держать ручку, штриховать, обводить, закрашивать, не заходя за линии. Такой навык нужен не только для того, чтобы красиво писать, но и для развития речи и мышления. Я считаю, игры на развитие мелкой моторики необходимы нашим детям в современном мире. Ведь сейчас они мало тренируют движения пальцев рук: вместо пуговиц и шнурков родители покупают одежду и обувь с липучками. Очень редко встретишь ребенка, который в свободное время, вместо телефона и компьютера, занимается рукоделием, помогает маме перебирать крупу или вытирать пыль.
Работу по развитию мелкой моторики у детей я сочетаю с развитием речи, ознакомлением с предметным и окружающим миром, с использованием нетрадиционных техник рисования, массажем, физкультминутками, пальчиковыми и игровыми упражнениями. При подборе игр и игровых упражнений я придерживаюсь следующих принципов: наглядность, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Развивающая предметно – пространственная среда – это необходимое условие для всестороннего развития ребенка. В своей работе я использую разнообразные настольные игры и пособия для развития мелкой моторики рук. Вот некоторые из них: - Игры с прищепками делают упражнения интересными и познавательными, в них ребенок задействует пальцы рук, которые помогают в дальнейшем правильно держать ручку при письме. Также в играх с прищепками развивается творческое воображение, формируются сенсорные понятия. Можно предложить фигуры из картона и прищепки разного цвета, например лучики к Солнцу, иголки ежику, дождик к тучке и т.д. В своей работе я даю детям возможность создать свои модели различных роботов, животных, которые в дальнейшем можно трансформировать. Одна из игр для детей с прищепками, «Сенсорная шнуровка». Это игра не только развивает мелкую моторику, но ещё закрепляет умение соизмерять один предмет с другим по заданному признаку. Прошу ребёнка «соединить» шнурком изображение предмета, находящегося в верхней строке с соответствующей картинкой в нижней строке. Наиболее эффектны задания на совершенствование графических навыков, которые начинаются с более простых упражнений, постепенно повышая сложность. Моим дошкольникам очень важно научиться основным приемам действия: проводить линию сверху вниз, слева направо, уметь ровно штриховать, не заходя за край, вести линии различной толщины. - Пальчиковые игры с детьми как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики, мы инсценируем рифмованные истории, сказки, стихотворения. Большинство игр требует участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх» и т.д. Произношение текста пальчиковых игр происходит максимально выразительно: с разной интонацией и движения выполняются одновременно с текстом или в паузах. Для этих игр мы надеваем бумажные колпачки. Пальчиковые игры побуждают детей к творчеству, когда ребенок придумывает к текстам свои движения рук. - Уникальным средством для развития речи в повседневной жизни – является пальчиковая гимнастика. В своей работе пальчиковую гимнастику я использую в различных режимных моментах, в образовательной деятельности, в коммуникативной деятельности. Использование планомерных и регулярных упражнений по развитию мелкой моторики рук у дошкольников– ключ к успеху по подготовке будущих школьников.
|