Кинезиотерапия как инновационная технология нормализации моторики артикуляционного аппарата при дизартрии. |
Моторика | |||
Автор: Сергеева Лариса Владимировна | |||
25.09.2022 20:36 | |||
Кинезиотерапия как инновационная технология нормализации моторики артикуляционного аппарата при дизартрии. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей, психического и физического здоровья через использование определённых двигательных упражнений. В детском возрасте связь между телом и психикой очень тесная. Все переживания малыша сразу находят своё отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем всё более и более сложное, даёт ребёнку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а, следовательно, учиться и постигать. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать мозолистое тело. Они улучшают память и внимание, мыслительную деятельность. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия, а также значительно улучшает состояние социальной адаптации и физического здоровья дошкольников.
Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов. Особая роль в комплексе коррекционных мероприятий отводится развитию двигательных функций, так как по данным авторов (Жукова, Филичева, Мастюкова) стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи. «Кинезиотерапия» дословно переводится «лечение движением». Каждое движение совершается в определённом ритме. Восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, гортани, мышц ног, дыхательной мускулатуры. В логопедии используются следующие направления кинезиотерапии: 1) Логопедическая ритмика; 2)Артикуляционная гимнастика; 3) Пальчиковая гимнастика; 4)Дыхательные упражнения; 5) Различные тренажёры; 6) Коррегирующие позы; Многими учёными выдвинуты и подтверждены теории о том, нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу (М. О. Гуревич, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.А. Куршев, Л.А. Квинт, М.М. Кольцова, Е.М. Мастюкова). Особенности кинезиотерапии с детьми, имеющими ОНР с дизартрией. Дизартрия (диз + греч. arthroo членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При всех видах дизартрии наблюдаются мимические и артикуляционные нарушения, нечленораздельная речь, ускоренный или замедленный темп речи, слабый, тихий голос с носовым оттенком, учащенное, поверхностное дыхание, слюнотечение, усиливающееся во время речи. При работе с детьми, имеющими дизартрию, важно решать следующие задачи:
Коррекционно-педагогическая работа с дизартриками строится в зависимости от логопедического коррекционного курса, ее можно разделить на четыре периода. Первый: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища — с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного и памяти; коррекция просодической стороны речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка. Второй период: характеризуется для развития моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких слухо-произносительных дифференцировок. В третьем периоде: логопедическая работа с детьми, страдающими дизартрией, осуществляется средствами логопедической ритмики, дальнейшем развитии речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений, умением коллективного общения. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами (несюжетные, сюжетные, с элементами спортивных игр), игры-драматизации. Дальнейшее закрепление полученных навыков происходит в четвертом периоде. Заключение можно согласиться со словами Н.М. Амосова, что «движение – это жизнь». Но движение – это не только жизнь, а также обоснованный способ коррекционно — педагогической работы. Развивая и улучшая движения, можно корректировать речевые нарушения и бороться с недоразвитием речи. Рассматривая в литературе вопрос современных представлений о кинезитерапии и общем недоразвитии речи, можно сделать вывод, что на психофизиологическом уровне существует явная взаимозависимость развития речи и движений. Развивая и улучшая движения можно корректировать речевые нарушения и бороться с недоразвитием речи. Так же на психофизиологическом уровне учеными доказывается актуальность использования различных направлений кинезиотерапии. Логопедические направления кинезиотерапии, познавая закономерности формирования и нарушения сенсорных и двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями других психических функций и процессов, содействуют совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и логовосстановительной работы с детьми, страдающими расстройствами речи. Исходя из изученной литературы, очевидно, что структура работы с использованием кинезиотерапии в коррекционно-педагогической работе имеет ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать. Наиболее важно помнить о комплексности подхода для решения проблем с общим недоразвитием речи, тогда будут решаться поставленные и определенные Г.А. Волковой задачи работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, и коррекционная деятельность будет отвечать необходимым принципам и структуре проведения. Рассмотрев особенности двигательных навыков и нарушений, а также особенностей дизартрии, можно сделать вывод, что важно и обосновано использовать кинезиотерапию на коррекционно-педагогических занятиях. Это доказывает и методика, разработанная с учетом всех направлений кинезитерапии и особенностей клинического проявления общего недоразвития речи. Список литературы:
|