Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль развития мелкой моторики в общем развитии детей
Моторика
Автор: Марина Юлия Владимировна   
11.09.2022 08:26

Роль развития мелкой моторики в общем развитии детейРоль развития мелкой моторики в общем развитии детей

Исследование развития движений рук ребёнка представляет внимание не только для педагогов и психологов, но и для других профессионалов (философов, языковедов, историков, биологов и т.д.), т.к. руки, обладая разнообразием функций, являются неповторимым человеческим органом.

Развитием мелкой моторики занимались многие ученые.

И.М. Сеченов был первоначальным ученым, подвергший критике теорию наследственной предопределенности изменение движений ребёнка как результат формирования конкретных нервных структур. Он писал, что движение рук человека наследственно не обусловлены, а складываются в процессе воспитания и учения как результат идеаторных связей между зрительными, осязательными и мышечными улучшениями в процессе активного контакта с окружающей средой.

И. П. Павлов выражал гипотезу о том, что развитие функции обеих рук дает развитие «центров» речи в обоих полушариях, дает достоинства в интеллектуальном развитии, так как речь непосредственным образом связана с мышлением. Упражнения для пальцев рук является сильным возбужденным фактором для коры больших полушарий, поскольку активно поднимает её функциональное состояние.

 

Мария Монтессори увидела связь между развитием тонких движений руки и речью детей, что если плохо с речью, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Было установлено, что в головном мозге человека существуют центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

В. А. Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. Все это положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, заряд положительных эмоций. Чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее», — утверждал В. А. Сухомлинский.

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорокабелобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша. Было проведено много исследований детей и пришли к такому выводу: если развитие движений пальцев кисти гармонирует с возрастом ребенка, то и развитие речи происходит в норме. Если же развитие пальцев запаздывает, то и запаздывает речевое развитие, однако общая моторика в то же время может быть нормальной. Если специально тренировать деятельность пальцев, то развитие речи заметно наберет обороты, так как речь в коре больших полушарий головного мозга вырабатываются под влиянием импульсов от пальцев рук. Ведущее место двигательной части в коре больших полушарий головного мозга дает свою долю в мышечные движения всего рта, собственно органы рта формируют речь. Упражнения, опирающиеся на движениях языка и челюсти, помогают работе лобной доли мозга, следящей за работой речи, мышления и поведения.

В быту нам ежеминутно приходится совершать действия мелкой моторики: застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать столовые приборы. Навыки мелкой моторики важны при обучении письму и рисованию: от степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека.

Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга.

Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.

Работая с детьми дошкольного возраста, мы сталкиваемся с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение. Понимая важность этой проблемы, мы ставим перед собой цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр и игрушек.

В группах создана необходимая предметно – развивающая среда, находятся игры и пособия для развития мелкой моторики, многие сделаны своими руками.

В нашей группе оснащено пространство предметно–развивающей среды для развития мелкой моторики рук – это:

  • Уголок изодеятельности, где дети могут самостоятельно лепить, рисовать, развивая творчество, воображение, самостоятельность и мелкую моторику рук.
  • Игрушки-шнуровки
  • Кубики, различные деревянные пирамидки, конструктор -все это развивает мелкую моторику, способствуют конструированию, что развивает ловкость пальчиков и умение ориентироваться в пространстве, пазлы — собирая красочные картинки, ребенок развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.

В образовательной деятельности для развития мелкой моторики дети используют:

  • пластилин, при помощи которого ребенок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи
  • мозаику — это готовые тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.
  • изготовление поделок из бумаги, например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
  • изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Также проводим дидактические игры, например «Обведи предмет» — обвести контур руки, любого предмета и т.д. «Пришей пуговицу» — учим детей, как правильно пришивать пуговицу, затем ребенок выполняет то же самое под нашим наблюдением. «Снежинки» — показываем ребёнку, как создаются снежинки из бумаги, далее ребенок делает ее сам. «Шнурки» — показываем ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разным способом. Далее ребята делают это сами с огромным удовольствием. «Катаем» — учим катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. «Создаем театр» — с помощью пальцев и света создавать различные фигуры, животных.

Итак, благодаря вышеизложенным методам, у дошкольников развивается не только мелкая моторика рук, но и такие психические процессы, как внимание, воображение, память, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческая активность а также речь. Для достижения хорошего результата важно регулярно делать упражнения. Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Систематические упражнения с участием рук и пальцев у дошкольников гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, улучшается координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год