Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающей работе с дошколятами «Занимательные игры с прищепками» |
Моторика | |||
Автор: Шатрова Виктория Алексеевна Шепелева Ольга Владимировна | |||
13.08.2021 22:43 | |||
Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающей работе с дошколятами «Занимательные игры с прищепками» Всем давно известно, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Существует огромное количество игр и игрушек для этого, но по сути, любые действия пальчиков – уже полезны. Развитие мелких движений пальцев рук способствуют созреванию речевых зон в коре головного мозга. Когда ребёнок выполняет осознанные, подчиненные определенной цели движения, осваивает новые приемы, развивается и речевая функция. Получается, что, когда мы учим малыша кушать, мыть руки, одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, мы не только приспосабливаем его к жизни, но и способствуем речевому развитию. В работе воспитателя с детьми по развитию подвижности и ловкости пальчиков, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений эффективно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки разных цветов и размеров. На коррекционно-развивающих занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, что привносит разнообразие в работу учителя-дефектолога. В связи с этим предлагаю Вам увлекательное путешествие в мир «Прищепок».
Да, обыкновенных прищепок, с помощью которых сушат белье! Занятие это интересное, и как выяснилось очень полезное! Прищепки великолепно развивают координацию, силу пальцев рук, готовят ребенка к письму, оставляя место воображению. Чтобы тренировка пальчиков не была скучной и утомительной, действия с прищепками озвучиваются веселыми стихотворными текстами, игровыми приемами. Можно применять прищепки в разыгрывании сценок. Педагог показывает, как удержать прищепку тремя пальчиками и как можно прицепить прищепку к краю коробки, держа прищепку вертикально, сопровождая действия словами: Наша мамочка устала, Затем показывает, как прищепка может «открыть и закрыть ротик». Педагог держит прищепку в горизонтальном положении большим и указательным пальчиками, локоть опирается на поверхность стола. При возникающих затруднениях дефектолог помогает ребёнку сжимать пальчики. Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице. Первые три упражнения — ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов. Например: в зоопарке воробей пообедал у зверей, А зубастый крокодил чуть его не проглотил. Педагог обращает внимание на то, чтобы «ротик раскрылся», нужно сильнее нажать на края прищепки. Варианты игр с прищепками: 1. Найди следы. Цель игры: развитие мелкой моторики, знаний о мире животных, окружающем мире. Оборудование: диск с картинками следов животных, прищепки с картинками животных. Ход игры: На секторах диска приклеены картинки следов разных животных. На прищепках – картинки этих животных. Детям нужно определить, следы какого животного на секторе, найти картинку этого животного на прищепке и прицепить прищепку к следу этого животного на диске. 2. Найди домик. Цель игры: развитие знаний о животных, об окружающем мире. Оборудование: диск, на секторах которого картинки с местами обитания животных, прищепки с картинками животных. Ход игры: педагог предлагает ребенку выбрать картинку с животным и прикрепить ее к той картинке на диске, где обитает это животное. При этом выполнение задания сопровождается пояснением: медведь спит в берлоге, муравьи живут в муравейнике и т.д. Картинки можно менять, усложняя, таким образом, ход игры (где живут домашние животные, дикие животные). 3. Кто и где живет? Цель игры: развитие мелкой моторики, совершенствование знаний о диких и домашних животных. Оборудование: два диска с картинками лесной поляны и деревенского двора, прищепки с дикими и домашними животными. Ход игры: по заданию учителя дети прикрепляют картинки на прищепках к дискам, классифицируя их на диких и домашних животных. Выполнение задания осуществляется речевым сопровождением: корова — домашнее животное, живет во дворе, лиса -дикое животное, живет в лесу и т.д. 4. Кто, что ест? Цель игры: развитие знаний о животных, об окружающем мире. Оборудование: диск с изображением корма животных, прищепки с картинками животных. Ход игры: педагог предлагает ребенку взять прищепки с картинками животных и подобрать каждому животному корм, который находится на диске. Картинки животных и корм можно менять. Второй вариант игры: выберите картинки домашних (диких) животных и подберите им корм. 5. Конструктор. Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков, пространственных и математических представлений, знания геометрических фигур, мышления, внимания, воображения. Оборудование: прищепки разного цвета. Ход игры: по заданию учителя дети составляют из прищепок геометрическую фигуру (круг, квадрат и др.), составляют фигуру определенного цвета, формы. Усложнение игры: возьми определенное количество прищепок и с помощью них придумай и составь фигуру. Эту игру можно использовать на уроках письма, чтения, счета, ручного труда, развития речи, хозяйственно-бытового труда. Она помогает сформировать у ребенка ориентировку в пространстве, закрепить знания о геометрических фигурах, буквах, цифрах, развивает логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук. 6. Собери картинку. Цель: развитие внимания, памяти, навыков конструирования, фантазии, знаний об окружающем мире. Оборудование: разнообразные предметные картинки, прищепки разного цвета. Ход игры: Педагог предлагает ребенку взять любую картинку, назвать, что это, сказать, чего не хватает, выбрать прищепки нужного цвета и прицепить их к картинке взамен недостающих частей. Например: ребенок взял картинку цветка, сказал, что не хватает лепестков, выбирает прищепки красного (желтого, белого) цвета и прицепляет их к цветку. В процессе конструирования различных предметов и объектов можно разучивать с ребенком стихотворения (автор Г.А. Пичугина) что, безусловно, будет способствовать расширению и активизации словаря, а также развитию памяти и внимания ребенка. Итак, при выполнении игровых упражнений с прищепками решаются несколько задач:
Опыт показал, что игры с прищепками вполне могут занять почетное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта.
|