Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающей работе с дошколятами «Занимательные игры с прищепками»
Моторика
Автор: Шатрова Виктория Алексеевна Шепелева Ольга Владимировна   
13.08.2021 22:43

Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающей работе с дошколятами «Занимательные игры с прищепками»Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающей работе с дошколятами «Занимательные игры с прищепками»

Всем давно известно, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Существует огромное количество игр и игрушек для этого, но по сути, любые действия пальчиков – уже полезны. Развитие мелких движений пальцев рук способствуют созреванию речевых зон в коре головного мозга. Когда ребёнок выполняет осознанные, подчиненные определенной цели движения, осваивает новые приемы, развивается и речевая функция. Получается, что, когда мы учим малыша кушать, мыть руки, одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, мы не только приспосабливаем его к жизни, но и способствуем речевому развитию. В работе воспитателя с детьми по развитию подвижности и ловкости пальчиков, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений эффективно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки разных цветов и размеров. На коррекционно-развивающих занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, что привносит разнообразие в работу учителя-дефектолога.

В связи с этим предлагаю Вам увлекательное путешествие в мир «Прищепок».

 

Да, обыкновенных прищепок, с помощью которых сушат белье! Занятие это интересное, и как выяснилось очень полезное! Прищепки великолепно развивают координацию, силу пальцев рук, готовят ребенка к письму, оставляя место воображению. Чтобы тренировка пальчиков не была скучной и утомительной, действия с прищепками озвучиваются веселыми стихотворными текстами, игровыми приемами. Можно применять прищепки в разыгрывании сценок.

Педагог показывает, как удержать прищепку тремя пальчиками и как можно прицепить прищепку к краю коробки, держа прищепку вертикально, сопровождая действия словами:

Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала.
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.

Затем показывает, как прищепка может «открыть и закрыть ротик». Педагог держит прищепку в горизонтальном положении большим и указательным пальчиками, локоть опирается на поверхность стола. При возникающих затруднениях дефектолог помогает ребёнку сжимать пальчики.

Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.

Первые три упражнения — ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов.

Например: в зоопарке воробей пообедал у зверей,

А зубастый крокодил чуть его не проглотил.

Педагог обращает внимание на то, чтобы «ротик раскрылся», нужно сильнее нажать на края прищепки.

Варианты игр с прищепками:

1. Найди следы.

Цель игры: развитие мелкой моторики, знаний о мире животных, окружающем мире.

Оборудование: диск с картинками следов животных, прищепки с картинками животных.

Ход игры: На секторах диска приклеены картинки следов разных животных. На прищепках – картинки этих животных. Детям нужно определить, следы какого животного на секторе, найти картинку этого животного на прищепке и прицепить прищепку к следу этого животного на диске.

2. Найди домик.

Цель игры: развитие знаний о животных, об окружающем мире.

Оборудование: диск, на секторах которого картинки с местами обитания животных, прищепки с картинками животных.

Ход игры: педагог предлагает ребенку выбрать картинку с животным и прикрепить ее к той картинке на диске, где обитает это животное. При этом выполнение задания сопровождается пояснением: медведь спит в берлоге, муравьи живут в муравейнике и т.д. Картинки можно менять, усложняя, таким образом, ход игры (где живут домашние животные, дикие животные).

3. Кто и где живет?

Цель игры: развитие мелкой моторики, совершенствование знаний о диких и домашних животных.

Оборудование: два диска с картинками лесной поляны и деревенского двора, прищепки с дикими и домашними животными.

Ход игры: по заданию учителя дети прикрепляют картинки на прищепках к дискам, классифицируя их на диких и домашних животных. Выполнение задания осуществляется речевым сопровождением: корова — домашнее животное, живет во дворе, лиса -дикое животное, живет в лесу и т.д.

4. Кто, что ест?

Цель игры: развитие знаний о животных, об окружающем мире.

Оборудование: диск с изображением корма животных, прищепки с картинками животных.

Ход игры: педагог предлагает ребенку взять прищепки с картинками животных и подобрать каждому животному корм, который находится на диске. Картинки животных и корм можно менять.

Второй вариант игры: выберите картинки домашних (диких) животных и подберите им корм.

5. Конструктор.

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков, пространственных и математических представлений, знания геометрических фигур, мышления, внимания, воображения.

Оборудование: прищепки разного цвета.

Ход игры: по заданию учителя дети составляют из прищепок геометрическую фигуру (круг, квадрат и др.), составляют фигуру определенного цвета, формы. Усложнение игры: возьми определенное количество прищепок и с помощью них придумай и составь фигуру.

Эту игру можно использовать на уроках письма, чтения, счета, ручного труда, развития речи, хозяйственно-бытового труда. Она помогает сформировать у ребенка ориентировку в пространстве, закрепить знания о геометрических фигурах, буквах, цифрах, развивает логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук.

6. Собери картинку.

Цель: развитие внимания, памяти, навыков конструирования, фантазии, знаний об окружающем мире.

Оборудование: разнообразные предметные картинки, прищепки разного цвета.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку взять любую картинку, назвать, что это, сказать, чего не хватает, выбрать прищепки нужного цвета и прицепить их к картинке взамен недостающих частей. Например: ребенок взял картинку цветка, сказал, что не хватает лепестков, выбирает прищепки красного (желтого, белого) цвета и прицепляет их к цветку.

В процессе конструирования различных предметов и объектов можно разучивать с ребенком стихотворения (автор Г.А. Пичугина) что, безусловно, будет способствовать расширению и активизации словаря, а также развитию памяти и внимания ребенка.

Итак, при выполнении игровых упражнений с прищепками решаются несколько задач:

  1. Развитие чувства ритма;
  2. Развитие конструктивного мышления;
  3. Формирование положительного настроя на совместную работу со взрослыми.

Опыт показал, что игры с прищепками вполне могут занять почетное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год