«Развитие познавательной сферы детей c ОВЗ через формирование мелкой моторики рук» |
Моторика | |||
Автор: Хоменко Нонна Анатольевна | |||
13.07.2021 17:22 | |||
«Развитие познавательной сферы детей c ОВЗ через формирование мелкой моторики рук»
3. Мониторинг Проводя экспериментальную работу, периодически отслеживались этапы развития мелкой моторики рук и ее влияние на развитие речи и познавательной сферы. В процессе коррекционных занятий используемые методы и приемы по развитию мелкой моторики рук, могут улучшить познавательную сферу и речь детей дошкольного возраста, а значит, ее применение является достаточно эффективным.
Тема: «Развитие познавательной сферы детей c ОВЗ через формирование мелкой моторики рук» Самый благоприятный период для развития речи и интеллектуальных возможностей человека от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребёнка информационным, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребёнка недопустимо, т.к. в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счёт другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере, речи. Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить моторику, связную речь, помочь преодолеть трудности в обучении, мы в коррекционную работу включили, упражнения по тренировке движений пальцев рук. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Этим и объясняется актуальность темы. Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцовой, Е.И. Исениной, Л.В. Антоновой — Фоминых) была подтверждена связь интеллектуального, речевого развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня развития речи, детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика и т.д. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряжённые, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолировано, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движение пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Далее в этой статье, я хочу рассказать о тех приёмах и новых мето-дах, которые применяю в моей практике и конечно доработанные мною. Подход к этой проблеме не изменился, я так же начинаю знакомство постепенно, с разнообразной пальчиковой гимнастики. Применяю в своей работе, как и много лет назад, игры с резиночками на сопротивляемость, выработку упругости мышц ручной мускулатуры, игры с кубиками, с верёвочкой. Сейчас наша промышленность создаёт очень красочные, эстетически оформленные пособия с верёвочками, которые многофункциональны, я их так же успешно применяю в работе. Использую бархатную бумагу, считаю, что этот материал подходит для массажа, тренировки подушечек пальцев. Много и часто применяю в работе природный материал (мелкие камешки, галька, скорлупа ореха и т.д.), спички для составления предметов и букв – всё это интересно. Для достижения лучших результатов, чтобы работа была занимательной и увлекала детей, применяю такой приём как биоэнергопластика (см. приложение №1 с.1) – этот приём создаёт условия реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, с тяжёлыми речевыми нарушениями, такие как дизартрия, алалия, заикание. Что он из себя, представляет — это содружественное взаимодействие руки и язы-ка, чтобы это было понятно и интересно детям, был создан специальный комплекс этих упражнений, который называется: «Театр пальчиков и языка «Пальчики в лесу» с красочными иллюстрациями. Этот комплекс может чередоваться и заменять массаж, который более нудный, это очень весёлое занятие, импровизация. Помощь в этой игре стимулирует воображение ребёнка, организует целенаправленную деятельность пальцев и языка, тем самым способствует самовыражению и саморазвитию малыша. (см.. приложение №2 с. 1-2) В последнее время, я обратила внимание на такой метод, и решила применить его в своей работе, как кинезиология (см. приложение № 1 с.2) – наука о развитии головного мозга через движения. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой, развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарные взаимодействия, возможно, развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Доказано влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не на оборот. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Цели кинезиологических упражнений:
Продолжительность занятий 10 –15 минут, лучше всего вначале занятия, утром. Например: комплекс №1 (см приложение № 3 с. 1-2) Работая с детьми на протяжении многого времени, отмечаю, что, приходя в группу компенсирующей направленности, имея общее недоразвитие, дети плохо ориентируются в пространстве, плохо знают или совсем не знают лево – право. Чтобы детям было интересно и весело запомнить эти знания, применяю такой приём: на панно закреплено несколько бутылок с откручивающимися крышками. Даются задания (возьми крышку правой рукой и закрути крышкой бутылку или закрути бутылку крышкой, которая находится в правом верхнем углу и т.д.). Этот игровой приём так же интересно применять при изучении звуков, особенно когда дети познакомились с символами гласных звуков. Можно попросить ребёнка найти на карточке указанный символ и спросить: «Где находится он? Какой символ в нижнем левом углу?». Можно соединить указательными пальцами рук несколько символов на карточках, при этом их, проговаривая, сливая – ау -. Интересны так же звуковые дорожки, когда от одного символа тянется дорожка к другому, ребёнок сначала пробегает её глазками, затем ведёт пальчиком, при этом тянет звук, развивая голос (в старшей группе применяются только символы звуков) В коррекционной работе используется такой приём, как манипулирование карандашом, гимнастика с учебными предметами. Эта гимнастика сопровождается стихами и упражнениями, учится легко и непринуждённо. По этой методике в подготовительной группе применяем упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а так же букв. Эти упражнения помогают сделать пальцы подвижнее и хорошо запомнить, как пишется та или иная буква. Процесс обучения идёт веселее и, главное быстрее. Если дети очень хорошо усваивают образ буквы, мы стараемся разнообразить игровые приёмы, применяя руку. Здесь интересны такие игры из серии «Угадай, какая буква?»:
Часто на занятиях по обучению грамоте применяю трафареты букв, которые дети обводят, а затем по заданию раскрашивают, штрихуют в разных направлениях. Хотелось бы отметить, что коммуникативные функции у детей тоже развиты очень плохо. Дети часто ссорятся, особенно если они пришли из разных групп, некоторые из дома. Чтобы быстрее познакомить детей и чтобы они научились играть и дружить, применяем игры в парах. Их цель – повысить у детей коммуникабельность, научить их общению, кроме того, подобные упражнения развивают силу и ловкость. Научившись играть в эти игры, дети с большей пользой будут проводить свободное время, например: дети сгибают большие пальцы правых рук, сцепляются ими и начинают тянуть каждый в свою сторону. Затем меняют руки. Мы сплели большие пальцы, И так игра продолжается со всеми пальцами. Или дети становятся друг против друга, прижимают друг к другу правые ладони, сцепляются пальцами и надавливают на ладони. Наши правые ладошки И в продолжение темы подготовки руки ребёнка к школе, хочу отметить такой приём, который сейчас широко распространён – это самомассаж рук. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомлённой мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему. Интересен массаж пальцев и ладоней, который сопровождается стихами. Чтоб здоров был пальчик наш, Сделаем ему массаж. Посильнее разотрем И к другому перейдем. Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Хорошую результативность показывает использование массажеров для рук. В комплекс входят упражнения трех видов: самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук. (см. приложение № 3 с. 3) Продолжаю внедрять в свою работу, такие упражнения как «конст-руирование» из пальцев различных предметов и объектов. Дети изображали животных, различные предметы быта (стол, стул), растения. Опыт показал, что такая необычная игровая деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Такие игры хорошо подходят для мобилизации внимания. Отлично зарекомендовал себя эксперимент: «конструирование» из пальцев и составление предложений, маленьких рассказов. Немного усовершенствовали форму восприятия, все символы расположены на длинных отдельных полосках, чтобы восприятие предложения было правильным, т.к. в этом случае видны отдельные части предложения и конец. Дети видят строчку и как бы структуру слова. А приём остался тот же, обыграть, почувствовать зашифрованное слово, предлог, знак препинания через себя, через движения, через мелкую моторику, потому что каждое предложение у нас оживает, движется, говорит. При этом появляется азарт, соревнование, кто первый догадался. Дети эмоционально раскрепощены, при усложнении задания включается воображение (самому составить пред-ложение или «зашифровать его»). Считаю, этот метод эффективным, т.к. дети запоминают, сколько слов в предложении, легко расчленяют его на слова, потому что на каждое слово меняется движение руки, меняется движение тела. Видна эмоциональная окраска предложения. Например: Кошка сидит на дереве. Проводя экспериментальную работу в этом направлении, я периодиче-ски отслеживаю развитие мелкой моторики рук и ее влияние на развитие речи и познавательной сферы. В ходе проводимого мониторинга были получены такие данные: Высокий уровень: старшая группа (конец года) – 50%, подготовительная (конец года) – 80%. Средний уровень: старшая группа (конец года) – 50%, подготовительная (конец года) – 20%. Низкий уровень: старшая группа (конец года) – 0%, подготовительная (конец года) – 0%. Высокий уровень развития мелкой моторики рук к концу подготовительной группы вырос на 30%. При систематической, плановой работе у детей улучшилась речь, внимание, память, сформировались пространственные представления. Повысилась способность к произвольному контролю, так же отмечается улучшение почерка, активизация интеллектуальных и познавательных процессов. Таким образом, в процессе коррекционных занятий используемые методы и приемы по развитию мелкой моторики рук, могут улучшить познавательную сферу и речь детей дошкольного возраста, а значит, их применение является достаточно эффективным. Литература
|