Комплекс игр и упражнений как средство повышения функциональных возможностей мелкой моторики руки в процессе подготовки к письму детей старшего дошкольного возраста |
Моторика | |||
Автор: Сталинина Екатерина Александровна | |||
23.06.2021 17:11 | |||
Комплекс игр и упражнений как средство повышения функциональных возможностей мелкой моторики руки в процессе подготовки к письму детей старшего дошкольного возраста В настоящее время центральным вопросом дошкольного воспитания является подготовка ребенка дошкольного возраста к поступлению в первый класс. Необходимо заострить внимание, в каких вопросах не стоит торопиться и почему что — то не получается или получается что — то не очень хорошо. При поступлении в школу у ребенка игровая деятельность сменяется новой — учебной деятельностью. Благополучность адаптации ребёнка к среде зависит от того, насколько подготовленный он придёт. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении. В школе начинается активное использование не только устной речи, но и письменной. Поэтому педагоги и родители должны представлять себе, что такое процесс письма и какими навыками должен владеть ребенок, чтобы этот процесс проходил правильно.
Письмо — это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль. Начиная со старшей группы, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке к обучению письму. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Игровые моменты в процессе подготовки руки к письму ориентируют ребенка контролировать зрительно-моторную деятельность, а также стимулируют желание заниматься определенным видом деятельности в течение продолжительного времени. Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков и выступают средством воспитания и развития ребёнка. Представителями фольклорного жанра были Д.К. Ушинский, К. Чуковский, М. Горький, Э. Маршак. Идеи использования народной культуры в дошкольных образовательных учреждениях активно поддерживали Е.А. Усова, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. В 19 веке люди хорошо понимали значение «ловкости рук» как одного из важнейших условий приспособленности человека к жизни ( «мастер золотые руки», «большой умелец», или «руки — крюки»). Развитость мелкой моторики влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, высокий уровень которых предотвращает формирование школьных трудностей. Развитие сложно-координированных движений важно начинать с самого младшего возраста. Вот почему важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики. Настоящее современное общество — мир компьютеризированной техники. Повседневная замена игровых упражнений компьютером снижает развитость мелкой моторики. Облегченность нажатием клавиши не способствует полноценному развитию моторики пальцев рук; что в свою очередь оказывает влияния на развитие речи. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки. Использование современных технических средств, постоянное их использование в работе с детьми, снижает готовность ребенка. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Модернизация современного общества оказывает масштабное влияние на формирование личности. В современном мире у детей наблюдаются следующие особенности: недостаточное развитие руки: неумение правильно держать орудия письма, слабо развита мелкая моторика, слабая аналитико- синтетическая деятельность, затруднение в пространственной ориентировке. Задача детского сада состоит в том, чтобы подготовить детей к письму, т.е. по возможности развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма. Воспитатель должен своевременно разъяснять родителям будущих школьников важность именно подготовки детей к письму, а не его непосредственному обучению, что, к сожалению, имеет место в ряде семей и чаще всего приводит к формированию неправильной технике письма. Прежде чем учить писать элементы букв, детей нужно подготовить к этому. Такой подготовкой будут изобразительная деятельность: лепка, рисование, вырезывание и наклеивание — и специально подготовленные упражнения: обводка и штриховка геометрических фигур и контурных изображений овощей, фруктов, листьев и т.д. Обводкой, штриховкой, составлением различных узоров дети могут заниматься самостоятельно В соответствии с актуальностью проблемы мною был разработан комплекс игр и упражнений по подготовке руки детей старшего дошкольного возраста к письму. Данные техники способствуют решению таких проблем, как: подготовка ребенка к школе, восполнить дефицит игровой деятельности, путем обыгрывания продуктами своей деятельности; решает проблему творческой активности и самостоятельности в художественно-эстетическом развитии ребенка; создание сюжетно — тематических композиций, а также развитие коммуникативных способностей детей. Выложи узор в строке. - учить детей запоминать и быстро воспроизводить образец. Подготовка пальцев рук к правильному захвату карандаша. учить детей запоминать и точно воспроизводить образец; выкладывать фигуры из палочек разной длины; воспитывать внимание, умение сопоставлять выполненную работу с образцом. Катание шарика. - Тренировка в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Упражнение проводится с шариком (горошиной), диаметр шарика (горошины) должен быть равен 10 мм; время проведения упражнения 60 с. Ребенок катает шарик тремя пальцами (щепотью). Работа с шариком начинается в медленном темпе, который по мере совершенствования навыка убыстряется. Игра «Кто быстрее — кто ровнее?» - Точность и координация графических движений. Она может происходить как соревнование 2х групп детей. У каждой команды — доска, на которой воспитатель рисует мелом две вертикальные линии и соединяет их вверху горизонтальной слева направо. Задача детей — сменяя друг друга, быстро проводить ниже параллельные горизонтальные линии. Игра «Парашютисты». - В верхней части доски рисуют несколько разноцветных точек (это парашютисты), внизу — небольшой круг (место их приземления). Задача: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов. Игра «Охотник и волк». - На одном конце листа рисуется охотник с ружьем, на другом — волк. Охотник «должен выстрелить и убить волка» (дуло ружья соединяется прямой линией с фигурой волка, карандаш при этом не отрывается от бумаги). Игра «Самолет и облако». - Ребенку предлагается сделать одно облако «таким темным», чтобы самолет через него совсем не было видно, а другое «светлым», чтобы самолет был через него немножко виден. Упражнение «Попади в точку». - Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребенка с карандашом вверх на расстояние 10 -15 см от листа, а затем предлагает ребенку попасть кончиком карандаша в точку. Упражнение «Дорога». - Ребенку дают лист бумаги, на котором нарисована дорога, идущая к дому. Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, провести по дороге «машину» до дома так, чтобы она «ехала» точно посередине дороги, не касаясь краев. В упражнении можно менять ширину и конфигурацию дороги.
|