Кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики рук |
Моторика | |||
Автор: Никандрова Елена Владимировна | |||
09.05.2021 22:28 | |||
Кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики рук Никандрова Елена Владимировна Воспитатель МБДОУ №47 «Гусельки» ХМАО – Югра, г. Сургут Проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, сегодня остаётся актуальной. Современный мир не требует от детей ручных усилий и, поэтому, моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, в детском саду необходимо создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости. Одним из методов, который помогает в умственном и физическом развитии ребенка, является кинезиология. Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. В своей работе я использую кинезиологические упражнения, которые способствуют эффективному преодолению нарушений моторного и речевого развития. При проведении кинезиологических упражнений следует учитывать определенные условия:
Кинезиологические упражнения проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз. Упражнения для развития мелкой моторики рук «Колечко» Последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок. Задание сначала нужно сделать пальцами одной руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками. Ожерелье мы составим, Маме мы его подарим «Лягушка» Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук. Лягушка хочет в пруд, Лягушке скучно тут, А пруд зарос травой, Зеленой и густой. «Ладушки-оладушки» Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: Мы играли в ладушки – жарили оладушки, Так пожарим, повернем и опять играть начнем. «Здравствуй» Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю — Всех я вас приветствую! «Крючки» Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках. Давайте, люди. Дружить друг с другом, Как птицы с небом, Как ветер с лугом, Как парус с морем, Трава с дождями, Как дружит солнце, Со всеми нами. «Бабочка» Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки. Бабочка-коробочка, улетай под облачко. Там твои детки на березовой ветке. «Кулак-ребро-ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Можно давать команды — кулак -ребро-ладонь. При систематическом выполнении упражнений улучшаются речевые и двигательные навыки, дети учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость).
|