Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Моторика
Автор: Белова Екатерина Александровна   
12.05.2021 15:42

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Автор статьи Алексеева Ольга Александровна.

Современный мир заполнили различные гаджеты: мобильный телефоны, планшеты, ноутбуки и т. д. У каждого ребенка на улице можно заметить подобную технологию. Теперь электрические устройства заменили им все игрушки. Как же это влияет на ребенка? В первую очередь страдает его мелкая моторика. Часто мы можем увидеть, как вместо указательного пальца ребенок начинает использовать большой палец, перелистывая страницы на планшете. И это распространяется не только на сенсорный экран. Ребенок начинает везде и всюду использовать большой палец вместо указательного: включая и выключая свет, нажимая кнопку в туалете и т. д. В дальнейшем неправильное употребление пальца может сказаться на графомоторных навыках ребенка, что может снизить его уровень подготовки к школе и дальнейшее развитие. Также может наблюдаться у детей неправильный тонус в кистях и пальцев руки. У многих детей можно отметить проблемы со зрительно-моторной координацией. Дети настолько привыкли видеть 2D мир, что в реальности они становятся совершенно беспомощными. Им тяжело планировать собственные движения. У них нет понятия собственного «Я» в пространстве. Нарушается также связь «глаз-рука», что в будущем тоже плохо скажется на дальнейшем обучении. Все выше перечисленное неблаготворно влияет на развитие мелкой моторики. В современном мире даже у нейротипичных детей могут наблюдаться проблемы с мелкой моторикой. Поэтому актуальной проблемой данной работы считается развитие мелкой моторики и ее важная роль в жизни у малыша.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать как можно раньше. Слаженная и умелая работа пальцев малыша помогает развивать речь и интеллект, положительно влияет на весь организм и подготавливает руку к письму.

 

В играх с пальцами развитие речи происходит в двух направлениях одновременно. Во-первых, импульсы рецепторов, которые находятся в ладонях, направляются в мозг и раздражают части, отвечающие за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи. Во-вторых, ребенок слушает стихи, песни, запоминает их и через некоторое время повторяет отдельные слова, а затем весь стих.

Кроме того развитие мелкой моторики рук непосредственно влияет на такие необходимые качества, как:

  • развитие внимания
  • память
  • наблюдательность
  • мышление
  • воображение.

Иными словами, чем более подвижные и ловкие пальчики у ребенка, тем он более умный и развитый и это необходимо развивать, как можно с более раннего возраста. Как говорил известный педагог В. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Многие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц. При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.

Нервная система – сложнейшая система, представленная головным мозгом – главным органом нашего организма, спинным мозгом, периферическими нервными структурами: нервными корешками и сплетениями, чувствительными узлами, отдельными нервами. Нервная система управляет организмом, как единым целым.

Головной мозг похож на сложнейший компьютер. Он анализирует информацию, поступающую через органы чувств из внешней среды и от внутренних органов, и формирует ответные двигательные и поведенческие реакции.

В головном мозге проходят процессы высшей нервной деятельности, характерные только для человека: мышление, речь, способность читать и писать, способность к творчеству.

В коре головного мозга есть зоны, ответственные за какую-то определенную сферу, в частности, зона, ответственная за двигательную активность.

Около трети всей площади двигательной зоны коры головного мозга занимает часть, ответственная за движения кисти руки. Ходьба, прыжки, плавание, спортивные упражнения, боевые искусства и прочие двигательные навыки вместе взятые занимают лишь оставшиеся две трети двигательной зоны. Зона, заведующая движением кисти руки, коры головного мозга расположена очень близко от речевой зоны. Местами зона движения кисти руки и речевая зона перекрываются. Именно это обеспечивает теснейшую взаимосвязь мелкой моторики с речью.

Величина зоны кисти руки и ее близость к речевой зоне дают основание рассматривать кисть руки как своеобразный «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат (органы, обеспечивающие образование звуков речи – гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, зубы, губы, носоглотка). Чем больше ребенок работает пальчиками, тем лучше развивается мелкая моторика его рук, и, следовательно, лучше и раньше разовьется его речь. Впрочем, мелкая моторика взаимосвязана не только с речью.

В головном мозге человека речевой и моторный центры расположены близко друг к другу, поэтому развивая двигательные навыки рук, мы способствуем развитию речи, внимания, мышления, памяти, воображения и координации. Положительное влияние упражнений с участием рук и пальцев на деятельность мозга начали изучать еще до нашей эры на древнем Востоке. Развитие навыков мелкой моторики очень важно, потому что использование точных, координированных движений понадобятся ребенку в дальнейшем: чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество учебных и бытовых действий. Развитие у ребенка мелкой моторики начинается еще в первые месяцы жизни, когда непроизвольно сжимает и разжимает кулачки. Поэтому очень важно начинать работу по ее развитию с самого раннего возраста.

Самообслуживание, в том числе простое умение одеваться, различные виды починки, готовка – во всем этом полно движений, относящихся к сфере мелкой моторики и соответственно зависимость развития бытовых навыков от развития мелкой моторики очевидна.

На производстве работнику приходится выполнять огромное количество сложных операций, где без мелкой моторики никак не обойтись.

Мелкая моторика взаимодействует с мышлением, вниманием, координацией, воображением, наблюдательностью, зрительной и двигательной памятью. Добавить к этому тесную связь мелкой моторики с развитием речи, и доходит до того, что человек, у которого в детстве по тем или иным причинам недостаточно развилась мелкая моторика, во взрослой жизни тугодум и косноязычен.

Можно сказать, что мелкая моторика пронизывает очень многие сферы жизни человека и потому необходимо внимательное отношение родителей и педагогов к развитию столь ценной вещи во всех смыслах.

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. Выделим набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

В 2-2, 5 года ребенок умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.

В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.

В 3 -3, 5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.

В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизывать мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.

В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.

В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Если к 3-4 годам ребенок не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Поступление ребёнка в школу означает собой очередной новый период в жизни дошкольника, который называется «учебная деятельность» и будет являться ведущей деятельностью на протяжении всего периода учёбы. Начало обучения – это сложный этап в жизни детей дошкольного возраста: это новые отношения, новые обязанности, новые контакты. Адаптацию детей к школе облегчает, как показали исследования психологов, пребывание их в детском саду. «Незрелые школьники», посещавшие детский сад встречаются вдвое реже, чем «домашние дети».

Дома родители должны создать своим детям условия для занятий изобразительной деятельностью (рисование, лепка), конструированием, ручным трудом, а также обязательно приучить ребят к некоторым видам домашнего труда. При этом важно обращать внимание на то, что ребёнок уже что-то знает, что у него лучше получается. Все перечисленные виды занятий способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.

Задачи развития мелкой моторики рук для детей – формировать навыки учебной деятельности, готовить руку ребёнка к письму, поддерживать детскую инициативу в самостоятельных играх и занятиях.

Если нет ловкости и чёткой координации движений пальцев и мелких мышц кистей рук, необходимо делать следующие упражнения:

  • массаж кистей рук
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
  • занятия рисованием, лепкой, умение работать ножницами, завязывания и шнурование. Застёгивание пуговиц и прочее
  • занятие конструированием (работа с различными мозаиками, мелкими предметами, виды ручного труда), изготовление поделок из бумаги и картона, природного материала, различные виды шитья (в т.ч. вышивание)
  • обведение контуров предметов, геометрических фигур по точкам, чёрточкам, различные виды закрашивания, штриховки и т.п.
  • нанизывание колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук), бусин с большим отверстием на шнурок
  • вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки)
  • запускание волчка (юлы)
  • разворачивание завернутого в бумагу
  • использование столовых приборов (очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики)
  • перелистывание страницы книги по одной
  • открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать)
  • наматывание толстой нитки на палочку, клубок и разматывание
  • катание карандаша между ладошками.

Таким образом, под понятием логопедического термина «мелкая моторика рук» подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Важные советы родителям:

  1. Работа по развитию мелкой моторики руки должна проводиться регулярно. Выбирайте те игры и задания, которые подходят по возрасту и интересам именно вашему малышу. Их длительность в возрасте ребенка до года не должна превышать 5-7 минут.
  2. Выбирайте время, когда ваш малыш спокоен и находится в хорошем настроении.
  3. Пальчиковые игры и задания должны приносить ребенку радость!!!
  4. Чаще разговаривайте с малышом, называйте все предметы, ведите диалог, разыгрывайте сценки, сочиняйте сказки и истории.
  5. Во время беседы с ребенком поглаживайте ручки и каждый пальчик по отдельности.
  6. В играх с более мелкими предметами не оставляйте ребенка одного без присмотра!!!
  7. Не ограничивайте детей в проявлении фантазии.

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям:

  • овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения
  • лучше адаптироваться в практической жизни
  • научиться понимать многие явления окружающего мира.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год