Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
Моторика
Автор: Гальцева Наталья Анатольевна   
07.09.2020 08:25

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детейРазвитие мелкой моторики, как средство развития речи детей

В последнее время стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или центральной нервной системы. В чем же причины такой задержки?

Считается, что речь ребенка зависит от степени речевого общения детей с окружающими людьми. Родители обычно получают совет — больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

 

Нам всем приходилось когда-то слышать о том, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». Это слова известного педагога В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. По словам физиолога И. П. Павлова, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» [1, с. 183]. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что «кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы».

Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять.

Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Развитие мелкой моторики:

  • повышает тонус коры головного мозга
  • развивает речевые центры коры головного мозга
  • стимулирует развитие речи ребенка
  • согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи
  • способствует улучшению артикуляционной моторики
  • развивает чувство ритма и координацию движений
  • подготавливает руку к письму
  • поднимает настроение ребенка.

Как организовать занятия по развитию мелкой моторики?

Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное — занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.

В этом возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.

Игры с ребенком раннего возраста для развития мелкой моторики

Массаж кистей рук и пальцев с чтением потешек

  • поглаживание и растирание ладоней вверх-вниз;
  • разминание и растирание каждого пальца вдоль, затем — поперек;
  • растирание пальчиков спиралевидными движениями.

Су-Джок терапия

  • Массаж Су -Джок шарами. Ребенок выполняет действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

  • Массаж пальцев эластичным кольцом. Ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец в соответствии с текстом стихотворения пальчиковой гимнастики.

Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Упражнения с использованием различных предметов

  • катание между ладошками и пальцами шариков разного размера, палочек, массажных мячиков, орехов, карандашей с гранями;
  • разрывание бумаги, отщипывание кусочков от куска глины или пластилина;
  • перекладывание из одной коробки в другую разных мелких предметов, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирание разноцветной фасоли, гороха и т.д.);
  • открывание и закрывание разных коробочек, откручивание и закручивание крышек на флаконах, на баночках из-под крема;
  • застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молнии на одежде;
  • завинчивание болтов и гаек

Игры с песком

Ребенку можно предложить:

  • рисовать на песке пальчиками;
  • пересыпать из одной ладошки или емкости в другую;
  • рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками;
  • лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками и т. п.

Игры с прищепками

Ребенку можно давать различные задания:

  • снять прищепки ( «жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку;
  • подцеплять с помощью прищепок ( «птичек») различные предметы ( «червячков»): нитки для вязания, резинки и т. п.;
  • делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.

Динамические упражнения для пальцев рук (пальчиковая гимнастика).

«Игрушки»

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем»).

«Осень»

Вышла осень погулять, ( «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Выполнение творческих заданий

  • Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто).
  • Рисование пальчиками, ладошками.

Процесс развития мелкой моторики можно сделать увлекательным для любого ребенка. Главное — не забывать хвалить его даже за небольшие достижения, заниматься систематически — и результаты не заставят себя ждать.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год