«Пальчиковая игра всегда под рукой» |
Моторика | |||
Автор: Самойлова Екатерина Михайловна, Беда Евгения Александровна | |||
09.08.2020 22:26 | |||
«Пальчиковая игра всегда под рукой»
МБДОУ «Детский сад № 35» г.Усолье -Сибирское «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский Что такое пальчиковая гимнастика? Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо исто- рий при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тре- нировки повышается работоспособность коры головного мозга. Пальчиковая игра – существует очень давно и сопровождает нас в течении всей жизни.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребёнка:
Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и других. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют мелкую моторику рук. Тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют, насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Подготовка руки к письму должна начинаться с раннего детства, задолго до прихода детей в школу. М. М. Безруких пишет, что «у детей 5–6 лет еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция, что затрудняет и выполнение движений. Моторная неловкость в выполнении манипуляторных действий, трудности в овладении ими, неудачи и частое недовольство взрослых вынуждает ребенка исключить такие действия, как платье с мелкими пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем не интересный — лучше поиграю с машинами», вязать, лепить, конструировать «не интересно, не хочется». Родителей и нас педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Развитие активных движений пальцев рук имеет научное обоснование. Большинство учёных, которые занимаются изучением деятельности и развития головного мозга ребенка, подчеркивают огромную роль функций руки в этом процессе. Физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, японские ученые — ЙосироЦуцуми и НамикосиТокудзиро исследовали связи между развитием мозга и руки. Психологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста разработаны такими психологами, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Графические умения детей анализировали Д. Тейлор и Д. Элстон. А непосредственно развитием мелкой моторики с целью подготовки руки к письму занимались З. И. Богатеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова и др. Следовательно, в детском саду необходимо создать условия для накоп- ления ребенком практического двигательного опыта и совершенствования навыков ручной умелости. Пальчиковые игры можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Время проведения гимнастики зависит от вида игры (в среднем 3-5 минут). Если игра занимает малое количество времени и хорошо знакомая детям, то можно выполнять её задание в любые режимные моменты в течении дня. Перед началом выполнения упражнений необходимо ручки разогреть. Для этого мягкими движениями рук погладить или потереть друг о дружку. Графические навыки включают:
Для себя мы выделили следующие направления, по которым следует развивать детей старшего дошкольного возраста при подготовке руки к письму:
В своей работе с детьми дошкольного возраста стараемся уделять наибольшее внимание данной проблеме. Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму, применяем не только пальчиковые игры но и игры: с мячиками, с бигуди, с перчатками, с катушками от ниток, с носочками, с зубными щётками, с резинками (для волос или для денежных купюр), с пуговицами, бусинами, со шнурками, со счет- ными палочками; массаж кистей рук, рисование, лепка из различного материала, аппликации, игры с песком и водой, специальные упражнения. В группе в доступном для детей месте расположен сенсомоторный уголок, где можно самостоятельно пользоваться различным материалом. В аппликации дети используют разнообразные материалы для создания выразительного образа: бумага разного качества и свойств, ткани, природных материалов и веществ (засушенные цветы, листья, соломка, кора деревьев, пух, семена, песок), бросовых материалов (опилки, толченая скорлупа, фантики). Создаются ситуации для самостоятельного применения детьми техник симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезания, разнообразных способов прикрепления деталей на фон, техник объемной и отрывной аппликации. В лепке используются основные материалы (пластилин, тесто, снег, песок, глина, воск) и дополнительные материалы для декорирования (семена, фольга, бисер и т.д). Дети лепят смешанным и пластическим способами (путем вытягивания, отпечатки, рисунок стекой, сглаживание и др.). В конструировании из бумаги используются методы сгибание, резание, прокалывание, склеивание, нанизывание, плетение, закручивание полос, круга и полукруга в конус, прямоугольника в цилиндр. С детьми идет работа по конструированию по типу оригами, из природного и бросового материала, работа с тканью. Наибольший интерес у детей вызывает обведение по трафарету фигур, нанизывание бусин и шнуровка. Пальчиковые игры подбираются с учетом возраста детей. Вся работа строится на основе реализации основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад №35», Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, так же в работе используются методические рекомендации А.Е. Белой, В.И. Мирясовой «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»; Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику»; Е.Синицыной «Умные пальчики». Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторики рук, навыки детей стали более совершенными. Мы увидели качественный скачок в развитии детей. Разные формы взаимодействия с детьми, при целенаправленном применении определили успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствовали развитию мелкой моторики, координированных движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности. Деятельность педагога может стать по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками, а для этого надо заинтересовать родителей решением данной проблемы через консультации, рекомендации, индивидуальные беседы и сделать их союзниками в своей работе. Литература:
|