Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством игр и упражнений |
Моторика | |||
Автор: Радичева Зоя Геннадьевна | |||
23.05.2020 02:05 | |||
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством игр и упражнений Радичева Зоя Геннадьевна, воспитатель МКДОУ д/с № 11 Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, сызмальства усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали разговаривать.
Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычной ручкой при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возвращены назад. Если вернуться к истории, то в давние времена люди росли без различных развивающих методик. Все просто: бытовых занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сегодня они незаслуженно забыты. Кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А это занятие всегда было закреплено за младшими в семье. Три года я работаю с детьми первой младшей группы, в которую ежегодно приходят “домашние” дети. И у многих из них недостаточно развита мелкая моторика, и, соответственно, речевые навыки развиты недостаточно: речь малыша малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам. Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 77% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 23% — средний. С целью проведения углубленной работы в этом направлении в 2019 году я разработала проект, ведущая педагогическая идея которого: «Играя, развиваем речевую систему детей посредством развития мелкой моторики рук». Задачи проекта реализуются в разных видах деятельности:
- игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
- двигательная активность. Используются, в основном, нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук посредством разнообразного доступного материала: бросового, природного, хозяйственно-бытового. В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно. Коротко остановлюсь на некоторых блоках работы с детьми. Определенную ценность представляет центр «Песка и воды». Провожу упражнения с детьми: рисование на песке пальцами, палочкой, нахождение маленьких игрушек в песке. Показываю детям, что из влажного песка получаются красивые куличики, а из сухого песка куличики рассыпаются. Камешки Марблс и игры с ними очень понравились детям, а игр можно придумать большое количество: «Сухой бассейн»; «Волшебный мешочек»; «Заполни пустой кружок»; «Последовательность»; «Сортируем камешки». Работа с тестом, пластилином так же развивает мелкую моторику рук. Пальчики детей становятся более ловкими, гибкими. Вместе с детьми слепили сушки, печенье, конфеты, снеговика, божьих коровок. Народные игры с пальчиками всегда вызывают интерес у малышей: - «Зайка беленький сидит и ушами шевелит»; «Печем пирожки»; «Капустка». Игры с нитками развивают не только мелкую моторику, но и терпение, и усидчивость ребенка: «Наматывание», «Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями», «Разложи нитку по линии рисунка», «Разноцветные узелки». Надевая прищепки на шнурки, на веревочки, на кружки у детей получаются разноцветные цветы, солнышко. А необычные ежики с колючками – прищепками радуют детей! Беру толстую крепкую книгу и кладу в неё много бумажных закладок. Малыш с удовольствием занимается их «выуживанием». Потом предлагаю им самим заложить в книгу закладки. Дети отрывали кусочки от бумаги, а затем раскладывали их в книгах. Учимся разрывать бумагу разной плотности: картон, салфетки. Сминаем, а затем разглаживаем ладонями и пальцами скомканный лист бумаги. Под спокойную музыку дети катают между ладонями граненый карандаш (движение ладоней вперед-назад) или грецкий орех (движение по кругу). Важно не прекращать движение и не выронить предмет из рук. Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Стараюсь использовать любую свободную минуту для проведения игр и упражнений по развитию мелкой моторики в разные режимные моменты: утром до завтрака, между организованной деятельностью, во время их, во время прогулок, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе. Так, шаг за шагом, развивая мелкую моторику рук малышей, «подготавливаем почву» для последующего формирования речи.
|