Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Выступление из опыта работы «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Моторика
Автор: Павлова Татьяна Романовна   
24.05.2020 17:53

Выступление из опыта работы «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Выступление из опыта работы «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с №51 Павлова Т.Р.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.

Мелкая моторика рук–это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Одним из способов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.

"Пальчиковые игры" — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Так и у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

 Скачать конспект

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковыми играми?

  1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи;
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка;
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять;
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль завыполняемыми движениями;
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории;
  7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Классификация пальчиковых игр

  • Работа мышц пальцев рук в различных направлениях.
  • Движения пальцев по различным частям тела и поверхности стола. •Построение различных фигурок (предметы, животные, птицы) из пальчиков. •Народные игры-забавы ( «Сорока-белобока», «Чет-нечет», «Идет Коза-Рогатая»).
  • Рассказы, сказки, сопровождающиеся жестикуляцией пальцами.
  • Игры с пальчиками со стихотворным сопровождением.

Правила проведения пальчиковых игр:

  • Пальчиковые игры необходимо проводить регулярно. Не рекомендуется проводить их в холодной комнате, сразу после сна и сразу после еды
  • Начинать пальчиковые игры желательно с разминки кистей рук пальцев в течение 2-3 минут: поглаживания, сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
  • При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно.
  • Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
  • Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.
  • Для получения максимального эффекта пальчиковые игры должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
  • После проведения пальчиковых игр, рекомендуется проводить игры, направленные на расслабление рук.

Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с воспитателем, так необходимого малышу для его эмоционального развития.

Эти игры могут расти вместе с ребенком. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель играет с его рукой сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка становится более активной: ребенок сам произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Ребенок сам становится «вершителем» игры, слова и движения – все ему подвластно.

Пальчиковые игры очень разнообразны, поэтому их можно классифицировать на несколько видов.

Вопрос студентам: Может вы знаете, какие бывают виды пальчиковых игр?

Представляю вашему вниманию, пальчиковые игры, используемые мною на практике.

Виды пальчиковых игр:

  • Пальчиковые игры с предметами (шнуровка, мозаика, конструктор, пирамидки, нанизывание бус, застёгивание и расстегивание пуговиц, раскладывание крышек, палочек, пуговиц, каштанов, различный строительный материал, выкладывание проволочек и нитей)

Шнуровка.

Ребёнку предлагается прикрепить с помощью шнуровок подходящую еду для каждого животного. Пример: Звери пришли в гости к зайцу, нужно ему помочь накормить каждого гостя той едой, которую они любят есть.

Бусы.

Ребёнку предлагается нанизать бусины на шнурок. Пример: Кукла Маша собирается в гости, а бусы порвались. Помоги ей нанизать все бусины на шнурочек.

Выкладывание палочек.

Ребёнку предлагается выложить картинку из палочек по образцу. Пример: Представь себе, ты художник-волшебник и нарисовать картину нужно не кисточками, а палочками.

Прищепки.

«ПРИЩЕПКИ – ПОМОЩНИЦЫ»

Материал: фигурки животных из картона без каких-либо важных деталей (колючек, хвоста), разноцветные бельевые прищепки.

Правила игры: ребенок прикрепляет к фигуркам животных прищепки. Они заменят петуху -хвост, ежику -колючки, а солнышку -лучики!

-Су-Джок терапия

Одно из направлений акупунктуры, метод которого основан на воздействии на определенные билогически активные точки кистей и стопы.

Один из таких методов — применение Су-Джок массажёра, разработанного южнокорейским профессором Пак Чже Ву.

Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Применять Су-Джок массажёры можно в виде массажных шариков, массажных металлических колец, в сочетании с упражнениями по коррекции речи.

«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

(дети катают Су-Джок шарик между ладоней)

Лисичке-сестричке,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Воробью,

(надеваем кольцо на указательный палец)

Синичке,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Мишке косолапому,

(надеваем кольцо на безымянный палец)

Заиньке усатому.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

Пальчиковая игра с эластичными кольцами «СЕМЬЯ»

Этот пальчик — дедушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик — бабушка,

(надеваем кольцо на указательный палец)

Этот пальчик — папочка,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — мамочка,

(надеваем кольцо на безымянный палец)

Этот пальчик — Я

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Вот и вся моя семья.

- Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением и потешками

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

«КАПУСТКА»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трем, трем,

Мы капусту жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

«ЗАМОК»

На дверях висит замок.

Пальцы в замочек, слегка покачивать

Кто его открыть бы смог?

"замочком" вперед-назад

Мы замочком повертели,

Повертеть "замочком"

Мы замочком покрутили

Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

Мы замочком постучали,

Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

Постучали, и открыли!

Показать ладошки.

-Пальчиковые игры на основе сказок (пальчиковый театр, куклы — ходилки на пальчики, упражнения с пробками)

Сказка репка или теремок.

Ребёнку предлагается надеть на пальчики героев из сказки и озвучить каждого героя.

Игры-ходилки.

Ребёнку предлагается продеть пальцы в отверстия кукол-ходилок. Пример: Нашим герои идут в Волшебный лес, им необходимо пройти по разным дорожкам чтобы добраться туда (прямые дорожки, волнистые, изогнутые, дорожки из пуговиц, шершавые, гладкие).

Упражнение с пробками.

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

-Игры с перчатками

  • Развивают мелкие движения кисти, подвижность пальцев рук
  • Вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями

-Побуждают детей и родителей активно включаться в пальчиковые игры.

Ребёнку предлагается надеть на руки перчатки в виде весёлых человечков. Пример: Два друга Саша и Ваня любят играть в футбол, давай им поможем забивать мяч в ворота.

-Игры с резинками для волос

  • мелкая моторика
  • учим цвета
  • счет; название пальцев, ориентация (лево-право, верх-низ).

Ребёнку предлагается надеть резинки на пальцы так, как показано на карточке. Пример: Принцессы собрались на бал и их нужно нарядить в цветные наряды, как показано на карточке.

-Пальчиковые кинезиологические игры

Кинезиологические упражнения (или как их еще называют «Гимнастика мозга») — это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать мозолистое тело, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, облегчить процесс чтения и письма, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма.

«КУЛАК – РЕБРО – ЛАДОНЬ»

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе.

«ЗАЯЦ-КОЗА-ВИЛКА»

«Заяц»: средний и указательный пальцы вытянуты вверх, при этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.

«Коза»: указательный палец и мизинец вытянуты вверх, при этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.

«Вилка»: вытянуты вверх три пальца (указательный, средний, безымянный), расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони.

-Пальчиковые игры с элементами самомассажа (массажные мячики, карандашный, точечный, прищепочный — биологически активные точки на подушечках пальцев и т. д.)

«МЕСИМ ТЕСТО»

Колючий Ёжик (массажный мячик) для своей мамочки хочет испечь вкусные и ароматные пряники, давай ему в этом поможем.

Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.

Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.

Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.

Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.

«ЛАСКОВЫЙ ЁЖ»

Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!

-Графомоторные задания (штриховка, обводка, рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки; по контурам, рисование: по точкам, по клеточкам; печатание букв, слогов, слов и т. д.)

  • Понимание и регулировка силы нажима на ручку или карандаш
  • Осознание темпа и ритма письма
  • Развитие плавности движений руками и пальцами

-Тренировка зрительного восприятия и памяти.

Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого. Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Специалисты советуют действовать так:

Шаг 1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.

Шаг 2. Слежение пальчиком по узору.

Шаг 3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.

Шаг 4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.

Ребёнку предлагается загадка, затем можно обвести по пунктиру предлагаемый рисунок, когда рисунок будет готов, это будет ответом на загадку.

Загадка: Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит, Молоко из миски пьет, Ну конечно это – … (Кот)

-Игры, на развитие межполушарного взаимодействия

Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых свои функциональные задачи. Правое полушарие отвечает за воображение, абстрактное мышление, интуицию; левое — за мыслительные операции, память, языковые способности, аналитическое мышление.

Ведущее полушарие — врождённый признак. Дети рождаются правшами (левополушарными), левшами (правополушарными) или равнополушарными. Но, как и мышцы, мозг поддаётся тренировке. И дошкольное, и тем более школьное образование активно стимулирует работу левого полушария. Именно поэтому, кстати, многие взрослые утрачивают детскую способность фантазировать и погружаться в свой воображаемый мир, перестают слышать свой внутренний голос и доверять своей интуиции.

Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними.

«КОЛЕЧКИ»

Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«ДОРОЖКИ»

Ребёнку предлагается сначала провести указательным пальцем левой руки левую дорожку, правым указательным пальцем правую дорожку, а затем одновременно указательными пальцами рук обвести левую и правую дорожки. Можно взять в каждую руку по маленькой машинке. Пример: Едут две машины за продуктами в магазин, им нужно ехать одновременно с одной скоростью.

-Лепка из пластилина и глины, раскрашивание картинок; рисование карандашами, красками, пальцами; работа с ножницами и т. д.

Вывод:

Таким образом, развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год