Выступление из опыта работы «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» |
Моторика | |||
Автор: Павлова Татьяна Романовна | |||
24.05.2020 17:53 | |||
Выступление из опыта работы «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с №51 Павлова Т.Р. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Мелкая моторика рук–это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Одним из способов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. "Пальчиковые игры" — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Так и у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковыми играми?
Классификация пальчиковых игр
Правила проведения пальчиковых игр:
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с воспитателем, так необходимого малышу для его эмоционального развития. Эти игры могут расти вместе с ребенком. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель играет с его рукой сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка становится более активной: ребенок сам произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Ребенок сам становится «вершителем» игры, слова и движения – все ему подвластно. Пальчиковые игры очень разнообразны, поэтому их можно классифицировать на несколько видов. Вопрос студентам: Может вы знаете, какие бывают виды пальчиковых игр? Представляю вашему вниманию, пальчиковые игры, используемые мною на практике. Виды пальчиковых игр:
Шнуровка. Ребёнку предлагается прикрепить с помощью шнуровок подходящую еду для каждого животного. Пример: Звери пришли в гости к зайцу, нужно ему помочь накормить каждого гостя той едой, которую они любят есть. Бусы. Ребёнку предлагается нанизать бусины на шнурок. Пример: Кукла Маша собирается в гости, а бусы порвались. Помоги ей нанизать все бусины на шнурочек. Выкладывание палочек. Ребёнку предлагается выложить картинку из палочек по образцу. Пример: Представь себе, ты художник-волшебник и нарисовать картину нужно не кисточками, а палочками. Прищепки. «ПРИЩЕПКИ – ПОМОЩНИЦЫ» Материал: фигурки животных из картона без каких-либо важных деталей (колючек, хвоста), разноцветные бельевые прищепки. Правила игры: ребенок прикрепляет к фигуркам животных прищепки. Они заменят петуху -хвост, ежику -колючки, а солнышку -лучики! -Су-Джок терапия Одно из направлений акупунктуры, метод которого основан на воздействии на определенные билогически активные точки кистей и стопы. Один из таких методов — применение Су-Джок массажёра, разработанного южнокорейским профессором Пак Чже Ву. Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Применять Су-Джок массажёры можно в виде массажных шариков, массажных металлических колец, в сочетании с упражнениями по коррекции речи. «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ» Сидит белка на тележке, Продает она орешки: (дети катают Су-Джок шарик между ладоней) Лисичке-сестричке, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец) Воробью, (надеваем кольцо на указательный палец) Синичке, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец) Мишке косолапому, (надеваем кольцо на безымянный палец) Заиньке усатому. (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец). Пальчиковая игра с эластичными кольцами «СЕМЬЯ» Этот пальчик — дедушка, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец) Этот пальчик — бабушка, (надеваем кольцо на указательный палец) Этот пальчик — папочка, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец) Этот пальчик — мамочка, (надеваем кольцо на безымянный палец) Этот пальчик — Я (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) Вот и вся моя семья. - Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением и потешками Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. «КАПУСТКА» Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту солим, солим, Мы капусту трем, трем, Мы капусту жмём, жмём. Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки. «ЗАМОК» На дверях висит замок. Пальцы в замочек, слегка покачивать Кто его открыть бы смог? "замочком" вперед-назад Мы замочком повертели, Повертеть "замочком" Мы замочком покрутили Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга. Мы замочком постучали, Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга. Постучали, и открыли! Показать ладошки. -Пальчиковые игры на основе сказок (пальчиковый театр, куклы — ходилки на пальчики, упражнения с пробками) Сказка репка или теремок. Ребёнку предлагается надеть на пальчики героев из сказки и озвучить каждого героя. Игры-ходилки. Ребёнку предлагается продеть пальцы в отверстия кукол-ходилок. Пример: Нашим герои идут в Волшебный лес, им необходимо пройти по разным дорожкам чтобы добраться туда (прямые дорожки, волнистые, изогнутые, дорожки из пуговиц, шершавые, гладкие). Упражнение с пробками. Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола. Крышки пальчики обули, Смело в них вперёд шагнули. И пошли по переулку На весёлую прогулку. Пальцы – словно балеринки, Но одетые в ботинки. Каждый пальчик – будто ножка, Только шаркает немножко. -Игры с перчатками
-Побуждают детей и родителей активно включаться в пальчиковые игры. Ребёнку предлагается надеть на руки перчатки в виде весёлых человечков. Пример: Два друга Саша и Ваня любят играть в футбол, давай им поможем забивать мяч в ворота. -Игры с резинками для волос
Ребёнку предлагается надеть резинки на пальцы так, как показано на карточке. Пример: Принцессы собрались на бал и их нужно нарядить в цветные наряды, как показано на карточке. -Пальчиковые кинезиологические игры Кинезиологические упражнения (или как их еще называют «Гимнастика мозга») — это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать мозолистое тело, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, облегчить процесс чтения и письма, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма. «КУЛАК – РЕБРО – ЛАДОНЬ» Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. «ЗАЯЦ-КОЗА-ВИЛКА» «Заяц»: средний и указательный пальцы вытянуты вверх, при этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. «Коза»: указательный палец и мизинец вытянуты вверх, при этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони. «Вилка»: вытянуты вверх три пальца (указательный, средний, безымянный), расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. -Пальчиковые игры с элементами самомассажа (массажные мячики, карандашный, точечный, прищепочный — биологически активные точки на подушечках пальцев и т. д.) «МЕСИМ ТЕСТО» Колючий Ёжик (массажный мячик) для своей мамочки хочет испечь вкусные и ароматные пряники, давай ему в этом поможем. Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке. Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой. Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз. Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями. «ЛАСКОВЫЙ ЁЖ» Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте. Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж? Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить! -Графомоторные задания (штриховка, обводка, рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки; по контурам, рисование: по точкам, по клеточкам; печатание букв, слогов, слов и т. д.)
-Тренировка зрительного восприятия и памяти. Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого. Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Специалисты советуют действовать так: Шаг 1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку. Шаг 2. Слежение пальчиком по узору. Шаг 3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе. Шаг 4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге. Ребёнку предлагается загадка, затем можно обвести по пунктиру предлагаемый рисунок, когда рисунок будет готов, это будет ответом на загадку. Загадка: Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит, Молоко из миски пьет, Ну конечно это – … (Кот) -Игры, на развитие межполушарного взаимодействия Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых свои функциональные задачи. Правое полушарие отвечает за воображение, абстрактное мышление, интуицию; левое — за мыслительные операции, память, языковые способности, аналитическое мышление. Ведущее полушарие — врождённый признак. Дети рождаются правшами (левополушарными), левшами (правополушарными) или равнополушарными. Но, как и мышцы, мозг поддаётся тренировке. И дошкольное, и тем более школьное образование активно стимулирует работу левого полушария. Именно поэтому, кстати, многие взрослые утрачивают детскую способность фантазировать и погружаться в свой воображаемый мир, перестают слышать свой внутренний голос и доверять своей интуиции. Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними. «КОЛЕЧКИ» Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. «ДОРОЖКИ» Ребёнку предлагается сначала провести указательным пальцем левой руки левую дорожку, правым указательным пальцем правую дорожку, а затем одновременно указательными пальцами рук обвести левую и правую дорожки. Можно взять в каждую руку по маленькой машинке. Пример: Едут две машины за продуктами в магазин, им нужно ехать одновременно с одной скоростью. -Лепка из пластилина и глины, раскрашивание картинок; рисование карандашами, красками, пальцами; работа с ножницами и т. д. Вывод: Таким образом, развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.
|