Значение дидактических игр в сенсорном воспитании |
Моторика | |||
Автор: Дмитриева Татьяна Анатольевна | |||
04.02.2019 21:29 | |||
Значение дидактических игр в сенсорном воспитании Автор: Дмитриева Татьяна Анатольевна Воспитатель МБДОУ ДС № 22 «Сказка» город Кстово, Нижегородская область Сенсорное развитие (лат. sunser – ощущение) – это и есть развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Ребенку, чтобы понять, что за объект перед ним, необходимо потрогать, прикоснуться к нему руками или даже попробовать на вкус. Возраст детей 3-4 лет наиболее благоприятен для накопления знаний, ощущений, представлений об окружающем мире. Основой умственного развития детей является восприятие различных образов, результат их переработки, познание внешних свойств предметов (по цвету, по форме, пo величине).
Развитие органов чувств у детей младшего возраста идет очень быстро. Поэтому занятия по сенсорики являются основой познания мира ребёнком. Ребенка надо научить ощупыванию, рассматриванию предмета. Без взрослого ребенок усваивает знания поверхностно, стихийно. А с помощью сенсорного воспитания ознакомление происходит планомерно и последовательно. Ведущим видом деятельности детей 3-4 лет является игра. На данном этапе игра — это главный источник развития ребенка. Поэтому сенсорное развитие детей идет через дидактические игры. Что же такое дидактические игры? Дидактические игры-это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. (В. Н. Кругликов, 1988) Дидактические игры обязательно должны учитывать:
Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста: «Волшебный мешочек» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру, или отгадать какой предмет ты нащупал, или на ощупь найти пары одинаковых предметов), «Из каких фигур состоит...?» (по рисунку определить из каких геометрических фигур состоит предмет), «Найди в комнате предмет заданной формы» (формировать умения выделять форму конкретных предметов в окружающей остановке), «Какая фигура здесь лишняя?» (например, из четырех квадратов и одного треугольника, определить лишнюю фигуру), «Сравнить предметы по высоте», «Сравнить предметы по длине» (например, короткие и длинные веревочки), «Кубики» (подобрать одинаковые по цвету или по размеру кубики или другую геометрическую фигуру), «Собрать гирлянду» (собрать гирлянду из разноцветных фигур по образцу), «Угадай на вкус» (кусочки фруктов и овощей попробовать с закрытыми глазами и отгадать что это), «Чья рука?» (потрогать ладонь воспитателя, друга или мамы, папы и с закрытыми глазами отгадать, чья рука к тебе прикоснулась), «В какую коробку» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам, в зависимости от размера). Важно также взаимодействие с родителями. Формы работы представлены на экране. Привлекла родителей беседа об особенностях сенсорного развития их детей и возрастных нормах. Понравилось участие в конкурсе «Очумелые ручки» по изготовлению игр и пособий по сенсорному воспитанию. И в группе появилась сенсорная собачка, объемные геометрические формы, коробки различных объемов, разнообразные самодельные бусы, корзиночки и т.д. Включение родителей в процесс воспитания и обучения, не только облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям, но и формирует умения родителей относиться к воспитанию ребенка как к сложному и кропотливому процессу развития ребенка. Через интересные игры, деятельность ребёнок учится общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии и желание взаимодействовать со сверстником, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. Таким образом, роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактические игры выполняют функцию-контроль над состоянием сенсорного развития детей. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определённой системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития, которое в свою очередь необходимо для интеллектуального развития ребенка, развития наблюдательности, внимания, воображения. Хаотичные представления о мире принимают упорядоченную структуру. То есть сенсорное развитие с помощью дидактических игр готовит ребенка к реальной жизни, готовит к обучению в школе, что и является одной из главных задач детского сада.
|