Методическая разработка игр и упражнений по развитию мелкой моторики в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий |
Моторика | |||
Автор: Чайковская Наталья Михайловна | |||
26.01.2019 23:19 | |||
Методическая разработка игр и упражнений по развитию мелкой моторики в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий Составитель: Воспитатель Чайковская Наталья Михайловна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №98 компенсирующего вида. Сыктывкар, 2017 г Введение: Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь и движение. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Мелкую моторику рук развивают:
Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация Данные игры позитивно влияют на развитие мелкой моторики, оздоровление и нормализацию общего тонуса организма, развивают компенсаторные возможности мышечного чувства, учат детей рациональному использованию зрительного восприятия. Результат:
Игры по развитию мелкой моторики проводится систематически, ежедневно. Увлекательные упражнения создают благоприятный эмоциональный фон, активизируют мыслительную деятельность, готовят детей к образовательной деятельности. Игры с прищепками В играх с прищепками ребенок задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с удержанием ручки, и прилагается аналогичное усилие. Подспудно в играх с прищепками для детей развиваются речь и творческое воображение, формируются сенсорные и пространственные понятия Игры для развития воображения с прищепками: Логопедические игры с прищепками: Логопедические игры – тренинг пальцев, совмещенный с чтением стишков. 1. «Поможем маме» Для игры необходимо оборудование: тазик с кукольной одеждой (можно подготовить бумажную одежку), натянутая веревка, прищепки. Ребенок развешивает «белье», сопровождая движения словами: Нашей маме помогали, Всю одежду постирали. Надо все теперь сушить На прищепки зацепить. 2. «Разговор животных» В этих упражнениях дети последовательно открывают до упора и закрывают прищепки в обеих руках в сопровождении чтения стишков: Двое маленьких галчат Целый день в гнезде кричат. Открывают рты галчата: Потому что есть хотят. Что за звуки у пруда? - Ква-су, ква-су нам сюда! Ква-су, ква-су, просто-ква-ши! Надоела нам вода! 3. Подойдут и другие подобные четверостишия- Прицепилась к нам прищепка, укусила пальчик крепко. 1-2-3-4-5, перестала всех кусать, (поочерёдно прижимаем мягкой бельевой прищепкой каждый пальчик, на левой, затем правой руках). Дидактическое упражнение «Соберем бусы» Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений. закрепление знаний об основных цветах Упражнения со скрепками Цель: развитие координации движений пальцев рук, закрепление знаний о цветах и геометрических фигурах Дидактическая игра «Дорожки» Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, умения ориентироваться на листе бумаги, развитие точности движений. Рекомендации: Линии можно рисовать восковыми мелками на темном фоне. Нарисуйте заранее несколько разных спиралей, зигзагов, змеек, и разложите на столике вместе с мисочками камешков для каждого малыша. Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы. Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору Упражнение «Наматывание ниток, ленточек» Цель: развитие координации движений пальцев рук. Дидактическая игра «Выкладывание по контуру» Цель: развивать точность движений. Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль). Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить фигуру Упражнение «Волшебные фантики» Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений. Возьмите фантики от конфет и заверните в них небольшие игрушки. Малышу надо будет разворачивать фантики и доставать из них сюрпризы. Упражнение «Шнуровки» Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движении Дидактическая игра «Выкладывание, перебирание косточек, фасоли, крупных семян, фигурных макарон» Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости Откручивание и закручивание крышек. 12. Дидактическая игра «Волшебные баночки» Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений, закрепление основных цветов, умения подбирать крышки к определенным баночкам по цвету-развитие внимания. Упражнение «Моталочки» Цель: развитие координации движений рук, глазомера, мелкой моторики. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движении Дидактическая игра «Геометрический планшет» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений рук, закрепление представлений о геометрических фигурах Дидактическая игра «Сухой бассейн» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развивать умение классифицировать предметы по противоположным признакам ( «большой-маленький») Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов Игры с киндерами Цель: развитие мелкой моторики, воображения БАНОЧКИ ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики рук (раскручивание и закручивание, внимания, глазомера, связной речи, слухового внимания, усидчивости; закрепление представлений о геометрических фигурах, их размерах и цветах; совершенствование умения сравнивать предметы по весу (баночки наполняем крупами, песком, монетами, водой до разных уровней и плотно закручиваем крышки) Упражнения с тактильными мешочками Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений Оборудование: тактильные мешочки, наполненные крупой, макаронами, горохом. Упражнения с губками «Разложи по тарелочкам» Цель: развитие мелкой моторики, закрепление основных цветов, тактильных ощущений Упражнение «Веселые карандаши» Цель: формирование двигательной активности и гибкости пальцев кистей рук, развитие слухо — моторных координаций, чувства ритма. Учить подражать действиям педагога, понимать его словесные установки. Карандашики возьмём и разминку мы начнём. 1-2-3-4-5 будем весело играть, пальчики тренировать, чтоб красиво рисовать. (ладошки на ребро, карандаш зажат вертикально, крутим между ладошек). ребро, карандаш зажат вертикально, крутим между ладошек).
разминаем пальчики. Карандашиком потрём и ладошки разомнём! Карандаш в руке катаю, между пальчиков верчу! Непременно каждый пальчик быть послушным научу! Панно «Летняя полянка» Цель: развитие мелкой моторики, воображения, внимания Памятки для родителей: Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым: Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:
Для развития ручной умелости дети должны:
складывать матрешки, пирамидки;
рисовать, раскрашивать, штриховать; резать (вырезать) ножницами;
12. Вытирать пыль. 13. Включать и выключать свет. 14. Отлеплять и прилеплять наклейки. 15. Перелистывать страницы книги. 16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.
|