Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка игр и упражнений по развитию мелкой моторики в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий
Моторика
Автор: Чайковская Наталья Михайловна   
26.01.2019 23:19

Методическая разработка игр и упражнений по развитию мелкой моторики в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологийМетодическая разработка игр и упражнений по развитию мелкой моторики в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий

Составитель: Воспитатель Чайковская Наталья Михайловна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №98 компенсирующего вида. Сыктывкар, 2017 г

Введение:

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь и движение. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Скачать конспект

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Мелкую моторику рук развивают:

  • Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
  • Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
  • Игры с природным материалом;
  • Игры с предметами домашнего обихода;
  • Игры с песком и водой;
  • Пальчиковый театр;
  • Дидактические игры;

Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация Данные игры позитивно влияют на развитие мелкой моторики, оздоровление и нормализацию общего тонуса организма, развивают компенсаторные возможности мышечного чувства, учат детей рациональному использованию зрительного восприятия.

Результат:

  • развитие памяти, внимания, мышления, речи
  • обретение уверенности в себе
  • развитие навыков самоконтроля
  • общее оздоровление организма.

Игры по развитию мелкой моторики проводится систематически, ежедневно. Увлекательные упражнения создают благоприятный эмоциональный фон, активизируют мыслительную деятельность, готовят детей к образовательной деятельности.

Игры с прищепками

В играх с прищепками ребенок задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с удержанием ручки, и прилагается аналогичное усилие. Подспудно в играх с прищепками для детей развиваются речь и творческое воображение, формируются сенсорные и пространственные понятия

Игры для развития воображения с прищепками:

Логопедические игры

с прищепками:

Логопедические игры – тренинг пальцев, совмещенный с чтением стишков.

1. «Поможем маме»

Для игры необходимо оборудование: тазик с кукольной одеждой (можно подготовить бумажную одежку), натянутая веревка, прищепки. Ребенок развешивает «белье», сопровождая движения словами:

Нашей маме помогали,

Всю одежду постирали.

Надо все теперь сушить

На прищепки зацепить.

2. «Разговор животных»

В этих упражнениях дети последовательно открывают до упора и закрывают прищепки в обеих руках в сопровождении чтения стишков:

Двое маленьких галчат

Целый день в гнезде кричат.

Открывают рты галчата:

Потому что есть хотят.

Что за звуки у пруда?

- Ква-су, ква-су нам сюда!

Ква-су, ква-су, просто-ква-ши!

Надоела нам вода!

3. Подойдут и другие подобные четверостишия-

Прицепилась к нам прищепка, укусила пальчик крепко.

1-2-3-4-5, перестала всех кусать, (поочерёдно прижимаем мягкой бельевой прищепкой каждый пальчик, на левой, затем правой руках).

Дидактическое упражнение

«Соберем бусы»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений. закрепление знаний об основных цветах

Упражнения

со скрепками

Цель: развитие координации движений пальцев рук, закрепление знаний о цветах и геометрических фигурах

Дидактическая игра

«Дорожки»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, умения ориентироваться на листе бумаги, развитие точности движений.

Рекомендации: Линии можно рисовать восковыми мелками на темном фоне. Нарисуйте заранее несколько разных спиралей, зигзагов, змеек, и разложите на столике вместе с мисочками камешков для каждого малыша.

Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы.

Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору

Упражнение

«Наматывание ниток, ленточек»

Цель: развитие координации движений пальцев рук.

Дидактическая игра

«Выкладывание по контуру»

Цель: развивать точность движений.

Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль).

Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить фигуру

Упражнение «Волшебные фантики»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений.

Возьмите фантики от конфет и заверните в них небольшие игрушки. Малышу надо будет разворачивать фантики и доставать из них сюрпризы.

Упражнение

«Шнуровки»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движении

Дидактическая игра

«Выкладывание, перебирание косточек, фасоли, крупных семян, фигурных макарон»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости

Откручивание и закручивание крышек.

12. Дидактическая игра

«Волшебные баночки»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений, закрепление основных цветов, умения подбирать крышки к определенным баночкам по цвету-развитие внимания.

Упражнение

«Моталочки»

Цель: развитие координации движений рук, глазомера, мелкой моторики. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движении

Дидактическая игра

«Геометрический планшет»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений рук, закрепление представлений о геометрических фигурах

Дидактическая игра

«Сухой бассейн»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развивать умение классифицировать предметы по противоположным признакам ( «большой-маленький») Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов

Игры с киндерами

Цель: развитие мелкой моторики, воображения

БАНОЧКИ

ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики рук (раскручивание и закручивание, внимания, глазомера, связной речи, слухового внимания, усидчивости; закрепление представлений о геометрических фигурах, их размерах и цветах; совершенствование умения сравнивать предметы по весу (баночки наполняем крупами, песком, монетами, водой до разных уровней и плотно закручиваем крышки)

Упражнения

с тактильными

мешочками

Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений

Оборудование: тактильные мешочки, наполненные крупой, макаронами, горохом.

Упражнения с губками

«Разложи по тарелочкам»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление основных цветов,

тактильных ощущений

Упражнение

«Веселые карандаши»

Цель: формирование двигательной активности и гибкости пальцев кистей рук, развитие слухо — моторных координаций, чувства ритма. Учить подражать действиям педагога, понимать его словесные установки.

Карандашики возьмём и разминку мы начнём.

1-2-3-4-5 будем весело играть, пальчики тренировать, чтоб красиво рисовать. (ладошки на ребро, карандаш зажат вертикально, крутим между ладошек).

ребро, карандаш зажат вертикально, крутим между ладошек).

  • Девочки и мальчики

разминаем пальчики.

Карандашиком потрём

и ладошки разомнём!

Карандаш в руке катаю,

между пальчиков верчу!

Непременно каждый пальчик

быть послушным научу!

Панно «Летняя полянка»

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, внимания

Памятки для родителей:

Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:

  • Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет).
  • Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов.

Для развития ручной умелости дети должны:

  • запускать пальцами мелкие «волчки»;
  • разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
  • сжимать и разжимать кулачки ( «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
  • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
  • махать в воздухе только пальцами;
  • собирать все пальцы в щепотку;
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
  • завязывать узелки на шнурке, веревке;
  • застегивать (расстегивать) пуговицы;
  • играть с конструктором, мозаикой;

складывать матрешки, пирамидки;

  • рисовать в воздухе;
  • мять руками поролоновые шарики, губки;

рисовать, раскрашивать, штриховать;

резать (вырезать) ножницами;

  • выполнять аппликации; • скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);
  • складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;
  • перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);
  • легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздухана ватку, листок бумаги;
  • вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;
  • «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);
  • Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.
  1. Очищать крутые яйца. Чиститьмандарины.
  2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки
  3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  4. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
  5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
  6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
  7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  8. Помогать перебирать крупу.
  9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  10. Собирать на даче или в лесу ягоды.
  • Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

12. Вытирать пыль.

13. Включать и выключать свет.

14. Отлеплять и прилеплять наклейки.

15. Перелистывать страницы книги.

16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком

Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год