«Развитие мелкой моторики рук у детей ОВЗ с использованием природного материала» |
Моторика | |||
Автор: Садриева Элеонора Альбертовна | |||
08.02.2019 17:03 | |||
«Развитие мелкой моторики рук у детей ОВЗ с использованием природного материала» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский Актуальность В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Работая по данной темой, я искала наиболее эффективные и рациональные методы и приемы и решила обратиться к природе. Данный материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи.
Упражнения и тренировка пальцев рук помогают снять умственную усталость, эмоциональное напряжение, улучшают произношение звуков, повышают тонус и эластичность мышц. Использование природного материала является не только доступным, не затратным способом развития мелкой моторики, но также и развивающим представления об окружающей среде, открывающим новые свойства природных материалов. Так, малыши опытным путем узнают, что камень тяжелее горошины, он может тонуть, при этом он не растворяется в воде, как, например, соль; что песок сыпучий, но если его намочить, то можно вылепить куличик, и т. д. Работая с природным материалом, ребенок приобщается к миру прекрасного: учится быть рачительным хозяином родной природы, оберегать любое растение от бессмысленного уничтожения. В своей работе с детьми ОВЗ, я использую горох, манку, макароны, гречу, песок, камни, маленькие веточки деревьев, орехи и т. д. Нужно ли рассказывать о радости, которую приносят малышам такие, незатейливые на первый взгляд, игры? Исходя из этого, я определила цели и задачи. Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений с использованием природного материала. Задачи:
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:
- свободная самостоятельная деятельность самих детей. Я постаралась подобрать максимально эффективные методы для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму посредством игр и упражнений с использованием природного материала. Основные правила: Игры и упражнения не должны быть длительными, должны проводиться в игровой форме Если движение не удается, то игру нужно проводить многократно, пока движение не будет получаться легко, правильно, четко. Как использую природный материал для развития мелкой моторики: Массаж рук. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Вместе с тем этот же массаж рук действует успокаивающим образом. Кстати, на этом свойстве был основан обычай, принятый ещё в Древнем Китае задолго до появления чёток, — перебирать в руках грецкие орехи. Чтобы массаж проходил интереснее, я использую в качестве ручных тренажеров природный материал — грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны. Игры: «Кто выше подбросит орех?», «Кто спрячет его в ладони, чтобы не было видно?», «У кого дольше всех будет вращаться орех?», «Кто дальше прокатит орех?» Заменить грецкие орехи можно каштанами, шишками, косточками от персиков, слив. Игры с крупой и семенами.
Схемы- картинки. На них можно выкладывать изображения контуров предметов, дорисовывать то, что пропустил художник, украшать предметы, находить фигуры и все это делать семенами арбуза, дыни, горохом фасоли. Например: Украсить модницу гусеницу, выложить пятнышки у мухомора, жирафа, найти все капельки дождя и т. п.). Работа с семенами способствует и оздоровлению организма ребенка. Оказавшись под воздействием тепла и влаги, человеческого тела семя растения способно производить мощный энергетический выброс, имеющий лечебный эффект. Гречишные зёрна универсальный инструмент, каждое зерно похоже на маленькую пирамиду. А любая пирамидальная форма обладает способностью концентрировать энергию особенно сильно и направленно её передавать. Поэтому зёрна гречихи оказывают положительное воздействие на оздоровление организма. На гречневой крупе ряд упражнений: прижать кисти рук, скользить ладонями, выполняя зигзагообразные и круговые движения (змейка, рыбка, санки) те же движения, поставив ладонь на ребро, кулачком, пройтись отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой – одновременно указательными (средними, мизинцами, безымянными); поиграть на «пианино» Для изготовления конструктора необходимо подобрать гладкие камушки и раскрасить. Раскрашивать камушки можно и с детьми, можно на них прикрепить наклейки. Чем больше деталей вы сделаете, тем лучше. Одни и те же камешки можно использовать для построения разных фигур. Для раскрашивания используются акриловые краски. После высыхания они не смываются водой и имеют приятный блеск. Эти краски не имеют запаха и не токсичны. Соленое тесто — это экологически чистый материал, который можно смело доверять ребенку. У него много преимуществ: безопасное, все необходимые материалы доступны и дешевы, легко отмывается не оставляет следов, можно получать разные оттенки добавляя в тесто краски. Тесто прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней стимулирует и массажирует. Оно дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Из теста можно слепить все что угодно: любимых героев сказок, печенье, пирожные к игре, сделать красивое украшение. Мною были изготовлены дидактические игры на развитие мелкой моторики: «Угости колобка», «Волшебные бусы», «Сосчитай-ка», «Мозаика». Очень интересно проходят занятия, когда дети занимаются поделками из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка. Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Развитие мелкой моторики в быту». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье. Составила презентации «Поделки из природного материала». «Игры и упражнения с природным материалом». Составила буклеты по данной теме. Провела родительское собрание на тему: «Умные пальчики» В результате моей работы у детей совершенствовалась ручная умелость, что стало стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов. Пополнилась предметно-развивающая среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук, оформлена картотека пальчиковых игр и гимнастик, изготовлены различные авторские игры с природным материалом, собран и систематизирован информационно — наглядный материал для родителей по данной теме. В дальнейшем я планирую поиск новых методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности. Используемая литература:
|