Консультация для воспитателей Проявиной Л. В. (воспитателя подготовительной группы) |
Моторика | |||
Автор: Проявина Л. В. | |||
20.11.2015 19:16 | |||
Консультация для воспитателей Проявиной Л. В. (воспитателя подготовительной группы) МБДОУ №230 г.Нижний Новгород «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками этим органом из органов.» Дж. Бруно Уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики рук у детей. Появление удобной одежды без пуговиц, обуви без шнурков, шапок без завязок, книжек с наклейками исключает мелкие движения пальцев. В результате, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками.
Степень развития тонких движений пальцев рук — первый из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. На сегодняшний день, проблема с речевым развитием и неготовность большинства дошкольников к письму остается актуальной. Вот почему, работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки ребенка к овладению связной речи и письма. Существует много приемов и способов развития мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика, мозаика, разные виды конструкторов, шнуровки, лабиринты и «бродилки» интересны и полезны детям. А занятие творчеством – это не только способ выразить свои чувства и эмоции, но и необычайно эффективная деятельность, развивающая ловкость пальцев. Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями. Одним из эффективных средств являются нетрадиционные техники. Поэтому, вводя в свою работу по изобразительной деятельности новые способы и материалы, ставлю перед собой цель: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников, через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей планирую следующие задачи:
Доказано, что у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, сформирована мыслительная деятельность – он умеет логически рассуждать, достаточно развиты память и внимание, связная речь. Именно поэтому, в своей работе по изобразительной деятельности использую и нетрадиционные художественные техники, которые не только дают возможность для развития творческих способностей дошкольников, но и помогают в формировании координации движения пальцев рук. Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, я предлагаю «рисовать» кусочком поролона, ладошкой, мятой бумагой, пальчиками, ниткой, солью и т.д. добиваясь свободного движения руки во время рисования. Рисунок удивляет ребенка, дарит ему восторг и непередаваемые новые ощущения. Используя в детской деятельности нетрадиционные техники аппликации (обрывная, объемная, с использованием оригами, мятых салфеток, природного материала, круп, ткани и т.д.), я обучаю ловкости в работе с материалом, что способствует у детей:
Какие нетрадиционные техники развития мелкой моторики можно использовать:
* А использование игрового самомассажа, в сопровождении легко запоминающихся стихов, позволяет организовать веселые и эмоциональные минутки отдыха, и в то же время, повышают эффективность работы. Для более результативного решения задачи по развитию мелкой моторики рук у детей в том числе и с помощью нетрадиционных техник, в группе создана развивающая предметно-пространственная среда. Понятие «развивающая среда» — создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. В свободном доступе детей находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры. Для развития руки и пальцев имеются мячики: колючие, рифлёные, мягкие, «крутилки», юлы, в том числе и самодельные. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа. А так же:
кнопочный телефон для развития дифференцированных движений пальцев рук;
Все эти пособия и игры находятся в свободном доступе для ребёнка. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанников Развивающую среду группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Пальчиковый театр», «Театр рукавичек», «Театр ложек». Здесь требуются умелые руки и искусство сценариста и актера. Данные игры помогают не только развитию мелкой моторики, но и в работе над звукопроизношением, интонационной выразительностью речи. Для развития ручной умелости большое значение имеют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.). В группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение в центре изобразительной деятельности. Он оборудован таким образом, что ребенок в любое время может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я, прежде всего, думаю о том, чему полезному могут научить ребенка самые обычные предметы, окружающие его каждый день. Только систематическая работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов. Но, ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия семьи. Укрепление партнерских отношений с родителями – залог успеха. Суть совместной работы в следующем:
Многие родители не знают, как знакомить ребят с нетрадиционными приемами изобразительной деятельности, а о некоторых, вообще никогда не слышали. Поэтому, были разработаны консультации и индивидуальные беседы по этому направлению. В итоге, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями дала следующий результат:
|