Развивающие игры-потешки для развития мелкой моторики у малышей |
Моторика | |||
Автор: Перепечаева Светлана Николаевна | |||
08.12.2015 20:20 | |||
Развивающие игры-потешки для развития мелкой моторики у малышей Потешка-заигрыш (вступление к каждой игре) — Здравствуй, здравствуй, Топ мой милый! — Здравствуй, здравствуй, Шлёп любимый! — В какую из Волшебных игр сегодня поиграем мы?
Этой потешкой-заигрышем хорошо начинать каждое занятие, так как она обладает тремя «секретными» функциями:
1. Добрые ладошки В эту полезную игру можно начинать играть как с правой, так и с левой руки. Под 1-ю часть стихотворения покажите обе ладошки и покружите ими. Под 2-ю — возьмите руку ребенка в свои руки и загибайте его пальцы, пока он не научится делать это самостоятельно. 1. Топ и Шлёп так хороши, Их похвалим от души — Что за чудо-мальчики, Расскажите, пальчики: 2. «Раз — конечно, ты хороший, Два — конечно, ты пригожий, Три — конечно, ты красивый, А четыре — ты счастливый, Пять — конечно, ты любим!» С другой ручкой повторим. 2. Ах и Ох Эту игру-разминку полезно повторить по кругу несколько раз, выполняя задание сначала одной рукой, потом — двумя руками одновременно, постепенно увеличивая темп. На 1-ю и 2-ю строчки стихотворения ладошки вертикально поднимаем, на 3-ю и 4-ю строчки — растопыриваем пальцы врозь, на 5-ю и 6-ю — собираем пальцы вместе. (1) Утром смотрит Топ в оконце — (2) Поднялось на небе солнце: (3) Лучики на небесах (4) Рассыпает солнце — ах! (5) Тучка ловко этих крох (6) Собирает вместе — ох! 3. Плих и Плюх Во время этой веселой игры имитируем действия, о которых говорится в стихотворении: под 1-, 2-, 3-ю строчки ритмично потираем ладошки, имитируя мытье рук, и изображаем умывание; под 4-ю строчку грозим пальчиком. 3-ю строчку ( «Плих и плюх, плих и плюх») проговариваем вместе с ребенком, ее же можно использовать в качестве «хвостика», повторяя самостоятельно. (1) Утром Топ водичкой (2) Моет руки, личико: (3) Плих и плюх, плих и плюх — (4) Убегай, грязь, от чистюх! 4. Топ и Шлёп Возьмите руки ребенка в свои и легонько хлопайте ладошками по столу или по коленям. Во время проговаривания первых четырех строчек стихотворения совершайте размашистые медленные движения попеременно каждой ладошкой. Во время чтения 5-й и 6-й строчек и после, приговаривая «топ-топ-топ» и «шлёп-шлёп-шлёп», надо часто и быстро похлопывать поочередно каждой ладошкой. (1) Топ и Шлёп повсюду вместе, (2) По отдельности ни с места. (3) Топ идёт: то-о-оп, то-о-оп, (4) И Шлёп вперёд: шлё-ё-ёп, шлё-ё-ёп. (5) Топ бежит: топ-топ-топ, (6) И Шлёп спешит: шлёп-шлёп-шлёп. 5. Бух и Плюх Во время этой забавной игры указательным и средним пальцами обеих рук имитируем бег по поверхности стола или по коленям, приговаривая «топ-топ» и «шлёп-шлёп», под «бух» — стучим кулачками по столу (коленям), а под «плюх» — стучим ладошками по столу (коленям). Проделать это надо несколько раз в разном темпе. Топ и Шлёп вдвоем гуляли: Топ-топ-топ, Всех ворон пересчитали: Шлёп-шлёп-шлёп. Топ споткнулся — слы-ы-ышим: «Бух!», Падал Шлёп под гро-о-омкий «Плюх!». 6. Кап-кап-кап В этой игре, развивающей, помимо всего прочего, ловкость рук, во время чтения 1-й и 2-й строчек стихотворения стучим поочередно всеми пальчиками обеих рук по столу; во время чтения 3-й — соединяем кончики пальцев правой и левой рук (мизинец с мизинцем и т.д., не соединяя при этом сами ладошки); во время чтения 4-й строчки поднимаем получившийся из ладошек «зонтик» над головой. (1) Кап-кап-кап — закапал дождик. (2) Быстро Топ раскрыл свой зонтик: (3) Раз, два, три, четыре, пять — (4) Дождику нас не достать. 7. Хлип и Хлюп Эту увлекательную для малыша игру проводим так: под первые две строчки стихотворения шлепаем ладошками по столу или коленям. Под 3-ю строчку складываем ладоши вместе и изображаем ныряние в воду. Под 4-ю, приговаривая «хлип» и «хлюп», изображаем движения пловца. Эти же слова, как «хвостики», повторяем и потом — после стишка. (1) Вот идут купаться братцы, (2) Чтоб поплавать, поплескаться. (3) Прыгнут в пруд — то там, то тут (4) Раздается хлип и хлюп. 8. Хряп и Тяп В этой сюжетной игре под первые четыре строчки стихотворения изображаем движения дровосека. Читая 5-ю строчку, складываем ладошки лодочкой, под 6-ю поднимаем большие пальцы вверх (это паруса). При чтении 7-й — дуем на парус, и ладошки-лодочки движутся вперед со словами «поплыли, поплыли». 2-ю и 4-ю строчки повторяем в качестве «хвостиков»: приговаривая «хряп-тяп». (1) Громко топоры стучат: (2) Хряп-тяп, хряп-тяп — (3) Братцы лодку мастерят: (4) Хряп-тяп, хряп-тяп. (5) Лодку на воду спустили, (6) Парусами снарядили (7) И поплыли. 9. Чик-чик и жмых-жмых В этой энергичной игре под первые четыре строчки стихотворения совершаем быстрые движения прямыми ладонями вверх-вниз и вперед-назад. Под 5-ю и 6-ю строчки сначала энергично сжимаем пальцы в кулаки (то сразу на двух руках, то поочередно) и приговариваем «жмых-жмых»; читая 7-ю строчку, пальцы собираем щепотью — «солим салат», под 8-ю — слегка округленные ладошки соединяем (это тарелочка) и протягиваем их вперед. Словечки «чик-чик» и «жмых-жмых» — «хвостики». Повторяем их, совершая соответствующие движения. (1) Если резать все подряд — (2) Будет кукольный салат. (3) Братцы овощи мельчили: (4) Чик-чик, чик-чик, (5) Братцы овощи мешали: (6) Жмых-жмых, жмых-жмых, (7) А потом все посолили, (8) Куклу Машу угостили. 10. Шик и Пшик Эту игру на координацию движений начинаем, положив на стол или колени левую руку вниз ладонью, а правую руку — тыльной стороной. Во время всего стихотворения и потом, приговаривая «шик и пшик», переворачиваем руки: правую руку кладем ладонью вниз, а левую — тыльной стороной вниз. Постепенно увеличиваем темп. Любят братья печь блины, Только «шик» и «пшик» слышны — Стал наш блинчик золотой — Повернем на бок другой. 11. Хруп и хряп В этой игре во время прочтения первой половины стихотворения имитируем указательным и средним пальцами работу ножниц. Во время чтения второй половины изображаем шитье иголкой. «Хруп-хряп, хруп-хряп», «вот так, вот так!» — слова-хвостики. Игра также развивает концентрацию внимания и умение переключаться с одного вида деятельности на другой. 1. Топ и Шлёп рубашку шили — Ножницами ткань кроили: Хруп-хряп, хруп-хряп. 2. Всё разрезали и только Лоскутки сошьют иголкой: Вот так, вот так! 12. Жик и вжик Во время этой игры, читая стихотворение и потом, приговаривая «жик» и «вжик», производим быстрые движения прямой ладонью «вперед-назад» по другой раскрытой ладони. Братцев попросил скворец Смастерить ему дворец — Распилили доски вмиг, Только слышно: «жик» и «вжик». 13. Тук и стук Во время этой интересной игры стучим попеременно то одним кулачком по другому, то наоборот. При этом то правый кулачок находится над левым, то левый над правым, и с каждой новой строчкой кулачки меняются местами. Можно продолжить игру, просто приговаривая «тук-тук» и «стук-стук». Строят братцы птичий дом: Каждый гвоздик молотком Забивают «тук-тук-тук» — Раздается «стук-стук-стук».
|