Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 "Зоренька" г. Лобня «Развитие мелкой моторики как средство гармоничного развития ребёнка» Подготовила: Воспитатель высшей квалификационной категории Морозова Т.А. 2014 год В течение дошкольного детства ребенок стремительно овладевает речью, наращивает свой словарный запас, учится пользоваться в речи лексическими категориями. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом (соматические заболевания, малый уровень общения, стрессы, врождённые патологии) и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Ученые настаивают на большом стимулирующем значении функций руки. Это отмечали все специалисты, изучающие деятельность мозга и психику детей. И.П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, отмечал, что они несут в речевой центр дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, и мышление.
Скачать конспект
Скачать фотографии к конспекту
Сухомлинский В.В. писал, что «…истоки способностей и дарования детей – в кончиках их пальцев». Английский психолог Д. Селли придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Десять лет тому назад я поставила перед собой цель: формировать и развивать речь дошкольников с ОНР, включая в образовательную и игровую деятельность такие методы обучения, как пальчиковые игры и игровой массаж ладоней и пальцев рук. В первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр как средства профилактики нарушения речи детей и методической литературы. Отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми. Провела диагностику. После этого решила, что работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал: - мозайка (мелкая и крупная); -плакка (наборы мелкой мозайки); - пособия для шнуровки; - наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, бантиков и плетения косичек; - наборы пластмассовых и деревянных палочек для постройки «колодцев»; - разнообразные мелкие игрушки в «сухом бассейне» (сухой бассейн из крышек); - «сухой бассейн» из различных круп; - массажные мячи; - резиновые игрушки разной плотности; - конструктор «лего»; -коллекции каштанов, шишек, желудей, прищепок, крышек и т.п. для массажа ладоней и рук; - прищепки; - дидактические игры на крышках от бутылок на классификацию и счёт. В своей работе использовала разнообразные формы работы с детьми. Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи являются пальчиковые игры, которые дают наиболее значимый эффект. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребенка. Вот пример самомассажа рук с помощью шарика су-джок: Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.
Увлеклась сочинением пальчиковой гимнастики, подбором дидактических и словесных игр по лексическим темам. Привожу для примера только четыре лексические темы. На самом деле их порядка тридцати. ОСЕНЬ Листик раз, листик два, (На каждый счёт ребёнок загибает пальчики, Третий листик, не спеша, начиная с большого, правой и левой рук) На тропинку вдруг упал, А четвёртый в пруд попал. Пятый листик очень храбрый, Поднимался высоко, Там шестой догнал его. Вот седьмой летит, кружится И на лавочку ложится. Ведь в компании с восьмым Осенью не скучно им. Вот девятый вниз слетел, А десятый в лужу сел! Осторожно, листопад! (хлопок, кулачки) Листья, листики летят. Словесные дидактические игры по теме «ОСЕНЬ» - «НАЗОВИ ЛАСКОВО» (дождь – дождик, ветер – ветерок, облако – облачко, туча – тучка, капля – капелька) - «ЧТО ЛИШНЕЕ И ПОЧЕМУ?» (дождь, солнце, изморозь, ливень), (весна, жара, осень, зима) - «ИСПРАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» (На берёзе желтеют осиновые листья. Когда светит солнце, на улице мокро. С дерева медленно вверх падают осенние листья. Когда на улице темно, ярко светит солнце.) Обогащение словаря. Названия: сентябрь, октябрь, ноябрь, туча, дождь, грязь, ненастье, сырость, листопад, куртка, плащ, зонт, сапоги, шапка, перчатки, свитер. Действия: желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вынуть, моросить, хмуриться, накрапывать, срывать, подмораживать. Признаки: жёлтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный, проливной, моросящий, золотая, поздняя, мокро, сыро, ненастно, уныло. Текст по теме «Осень» Пересказ. Наступила поздняя осень. На дворе идёт дождь, дует ветер и холодно. Под окном качается от ветра высокое дерево. На его ветках уже нет листьев, только у самого низа сохранился один жёлтый листок. Вдруг налетел сильный ветер, сорвал листок и унёс высоко в небо.
ИГРУШКИ. У меня игрушек много: Вот железная дорога, вот конструктор, (на каждое название игрушки Самолёт, отправляется в полёт, ребёнок загибает пальчики Тигр полосатый и медведь лохматый. правой руки) Раз, два, три, четыре, пять! (загибаются пальчики левой руки) Всё попробуй сосчитать! (хлопок, кулачки) Надо маме рассказать, Что игрушек ровно пять. А компьютер, куклу Зину (снова загибаются пальчики Мячик, кегли и машину обеих рук, начиная с большого И ещё мешок игрушек, пальчика правой руки) Зайцев, пазлов, погремушек… Сосчитаем мы потом, (хлопок, кулачки) Когда немного подрастём! Словесные игры дидактические по теме «ИГРУШКИ». - «НАЗОВИ ЛАСКОВО» (мяч – мячик, машина – машинка, кукла – куколка) - «ЧТО ЛИШНЕЕ И ПОЧЕМУ?» (кукла, машина, окно, кубики), ( матрёшка, стол, пирамидка, мячик) - «КАКАЯ? КАКОЙ? КАКИЕ?» (мяч из резины – резиновый, машина из железа – железная, пирамидка из дерева – деревянная, кукла из пластмассы – пластмассовая, игрушка из плюша – плюшевая, медвежонок из меха – меховой) - «СОСЧИТАЙ» ( одна матрёшка, две матрёшки, три матрёшки, четыре матрёшки, пять матрёшек), (один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей). Словарь. Названия: группа, раздевалка, спальня, кухня, зал, логопед, воспитатель, помощник воспитателя, прачка, медсестра, музыкальный руководитель, заведующая, завхоз, повар, названия игрушек и их частей. Действия: играть, заниматься, говорить, гулять, спать, подниматься, спускаться, умываться, кушать, читать, писать, считать, рисовать, лепить, петь. Признаки: большой, маленький, светлый, чистый, музыкальный, физкультурный, медицинский, пластмассовый, плюшевый, резиновый, железный, деревянный, металлический, меховой, бумажный. Текст по теме «Игрушки». Пересказ. Мяч сделан из резины. Он резиновый. Мяч круглый, мягкий. Гладкий. С одной стороны он красный, с другой – тёмно-синий, а между ними белая полоска. Мяч можно бросать вверх, бить об пол, бросать друг другу, катать по полу, играть в футбол. ОВОЩИ Раз, два, три, четыре, пять – (сжимает, разжимаем кулачки) Будем овощи считать. Что растёт в земле, на грядке, (хлопок, кулачки) Или просто в беспорядке: Огурец, кабачок, тыква, (поочерёдно зажимаются пальчики Перец и укроп. обеих рук, начиная с большого правой руки) Помидор, редиска, лук… Что ещё растёт вокруг? Баклажаны и чеснок, Всё, что я увидеть смог! Словесные дидактические игры по теме «ОВОЩИ» - «НАЗОВИ ЛАСКОВО» (лук – лучок, огурец – огурчик, морковь – морковка, помидор – помидорчик) - «СОСЧИТАЙ» (одна морковка, две морковки, три морковки, четыре морковки, пять морковок) - «ЧТО ЛИШНЕЕ И ПОЧЕМУ?» (лук, морковь, лимон, помидор), ( огурец, баклажан, банан, чеснок) - «НАЗОВИ СОКИ» (сок из моркови – морковный, сок из свеклы – свекольный, сок из лука – луковый) - «НАЗОВИ КРАСНЫЕ (ЗЕЛЁНЫЕ, ЖЁЛТЫЕ, БОРДОВЫЕ) ОВОЩИ»; - «ИСПРАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» (Лук имеет сладкий вкус. Из яблока, лимона и чеснока получился замечательный компот. Из лука и чеснока бабушка сварила вкусное варенье.) -«ОТГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ» - «ОПРЕДЕЛИ НАОЩУПЬ И ПО ВКУСУ» Словарь. Названия: морковь, редис, капуста, свёкла, помидор, лук, бобы, горох, огурец, укроп, петрушка, репа, кабачок, тыква, перец, картофель, редька, баклажан, чеснок, патиссон, салат, ботва, стручок, кочан, урожай. Действия: расти, поливать, вырастать, окапывать, подкапывать, выкапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, выращивать, собирать, срывать, срезать, рассаживать, пересаживать, солить, мариновать, заготавливать, консервировать. Признаки: зелёный, жёлтый, красный, бордовый, фиолетовый, оранжевый, сочный, круглый, крепкий, продолговатый, горький, сладкий, мелкий, крупный, хрустящий, пупырчатый, толстокожий, овощной. Текст по теме «Овощи». Пересказ. Дни стали ненастные, ночи – холодные. Люди на огородах начали заготавливать овощи впрок – собирать урожай. Сначала убрали помидоры, потом огурцы. Вытащили лук и чеснок. Убрали морковь, репу, свёклу и петрушку. Одна капуста осталась. Её можно убрать позже всех. Она холода не боится.
ФРУКТЫ Надо фрукты всем раздать, (хлопок, кулачки) Их в корзине ровно пять: Апельсин дадим мартышке, (поочерёдно зажимаются пальчики Киви – маленькому мишке, правой руки, начиная с большого) Тигр – получил банан, Грушу выбрал сам кабан. Пятый фрукт на дне лежит И салфеткой он прикрыт: Кислый, жёлтый, небольшой… (хлопок, кулачки) Угадайте-ка, какой?
Словесные дидактические игры по теме «ФРУКТЫ» - «НАЗОВИ ЛАСКОВО» (лимон – лимончик, апельсин – апельсинчик, банан – бананчик, мандарин – мандаринчик); - «СОСЧИТАЙ» ( один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов); - «ЧТО ЛИШНЕЕ И ПОЧЕМУ?» (апельсин, банан, чеснок, яблоко), ( лимон, мандарин, груша, свёкла); -«НАЗОВИ СОКИ (компот)» ( сок из лимона – лимонный, сок из апельсина – апельсиновый, сок из яблока – яблочный); - «КАКОЕ ВАРЕНЬЕ?» (варенье из яблок – яблочное, варенье из апельсинов – апельсиновое); - «ЧЕГО БОЛЬШЕ?» ( яблок или яблонь? апельсинов или листьев? Почему?) - «ОТГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ» - ОПРЕДЕЛИ НАОЩУПЬ И ПО ВКУСУ»
Словарь. Названия: яблоко, слива, ананас, банан, гранат, груша, дыня, инжир, киви, лимон, манго, мандарин, маракуя, апельсин, персик, хурма, финик. Действия: расти, поливать, вырастать, окапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, выращивать, собирать, срывать, срезать, варить, заготавливать, консервировать. Признаки: зелёный, жёлтый, красный, бордовый, фиолетовый, оранжевый, сочный, круглый, крепкий, продолговатый, сладкий, мелкий, крупный, толстокожий, фруктовый.
Текст по теме «Фрукты». Пересказ. Летом высоко на дереве созрели яблоки: круглые, зелёные, сочные. Пришло время их собирать. Папа взял большую корзинку и начал срывать яблоки по одному. Из этих вкусных и полезных яблок можно сварить компот, варенье, сделать начинку для пирога или оставить впрок, на зиму. В работе с родителями я тоже преследую цель развития мелкой моторики детей уже в домашних условиях. Стараюсь максимально привлечь мам и пап к активному участию, добиваюсь полного осознания проблемы и активного понимания. Многие мамы помогали в создании «сухого бассейна», собирали крышки от бутылок и соков; набрали целую коллекцию каштанов, желудей, шишек. Дома (по моему совету) в свободное время занимаются штриховкой рисунков, шнуровками и дидактическими играми. Таким образом, самомассаж, пальчиковые игры, игры со шнуровками, мозайкой, конструкторами лего, плакки, - все это способствует развитию мелкой моторики руки и повышает умственную деятельность ребенка, стабилизируются психические процессы (внимание, память), развиваются речевые способности детей, коммуникабельность. Для себя сделала вывод, что детям очень интересны игры на развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры развили у детей внимание и память, активизировались творческие способности. Кисти рук и пальцев у детей приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. У воспитанников наблюдается положительная динамика уровня развития речи, что позволяет сделать вывод о стабильности полученных результатов. У детей улучшилось звукопроизношение и обогатилась лексическая сторона речи.
Использованная литература: Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика. – Москва: АСТ. «Астрель», 2010. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - Москва : АСТ, «Астрель», 2011. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - Москва , 1985. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. - Москва: Просвещение, 1979. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
|