Я работаю учителем-дефектологом с детьми, имеющими детский церебральный паралич (ДЦП) и нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). С каждым годом количество дошкольников, имеющих недостаточно развитую тонкую моторику, увеличивается. И, можно сказать, что одну из групп этих детей, составляют дети с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Двигательные нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка. У многих детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается недостаточность двигательных навыков: · скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; · недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: несогласованность, неловкость движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Но, как известно, нарушения моторики может отрицательно сказываться на развитии познавательной деятельности ребёнка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей. Успех в преодолении нарушений общей и пальчиковой моторики у детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, во многом зависит от правильного сочетания специального лечения и специального обучения. Развитие двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.
Под термином тонкая моторика понимаются высоко дифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости, недостаточной чёткости и скоординированности движений пальцев и кистей рук. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка; работа с мелкими предметами и деталями (мозаикой, конструктором, пазлами); при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов и др. Для развития мелкой моторики у детей в процессе совместной с ними деятельности я использую следующие упражнения: · выкладывание контура предмета из разноцветных шнурков, мягкой проволоки; · нанизывание сначала крупных пуговиц, бусин на шнурок, а затем мелких – на толстую леску; · сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (гречки, риса) одной, а затем двумя руками одновременно; · застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок, крючков; · завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек; · подбор, открывание и закрывание ключами замков, различных по величине; · наматывание длинного шнура на катушку или сматывание его (шнура) в клубок; · собирание платка в ладонь пальцами одной руки или двух рук одновременно (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя только работу пальцев этой руки); · нахождение спрятанных предметов в сухом бассейне с песком, горохом и фасолью (в пластиковых вёдрах или тазиках); · игры с различными мелкими конструкторами, мозаикой, лего и т.д., и т.п. Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира (предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы). В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику кистей и пальцев рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Выполнение многих пальчиковых игр требует участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. Поначалу я знакомлю детей с несложными статическими позами кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляю упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых этапах все упражнения младшими дошкольниками выполняются в медленном темпе. По мере необходимости в процессе выполнения упражнений помогаю ребёнку воспроизвести правильную позу кисти руки или пальцев. Упражнения проводятся на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остаётся только словесная инструкция. Своевременно начатая и систематическая работа по развитию движений пальцев руки подготавливает успешное овладение ручной умелостью. Кроме вышеперечисленных, я предлагаю ребятам упражнения, направленные на развитие кистевой моторики. Вот только некоторые из них: · на плотном картоне рисуют контур кисти ребёнка с равномерно разведёнными пальцами (ребёнок фиксирует свою руку соответственно контуру); · ребёнок кладёт кисть руки на стол и по просьбе взрослого поочерёдно приподнимает пальцы. Если ребёнку не сразу удаётся выполнить это упражнение, взрослый может придержать рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными; · ребёнок складывает ладони, сжимает их и постукивает пальцами каждой пары (для увеличения мышечной нагрузки, на каждую пару пальцев можно надеть тонкую резинку небольшого диаметра); · по заданию взрослого ребёнок показывает поочерёдно пальцы по одному, по два, по три; выдвигает вперёд второй и пятый палец («коза»), остальные должны быть сжаты в кулак; · отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино; · «отстреливание» ватного шарика, бусины, пуговицы, шашки и т. д. одним, двумя и четырьмя пальцами правой и левой руки поочерёдно. В работе по развитию мелкой моторики хорошо зарекомендовали себя специальные игры, упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов: · работа со счётными палочками; · нанизывание колец на тесьму, бусин на мягкую проволоку; · работа с вкладышами; · собирание пирамидок, матрёшек; · работа с бумагой (сминание, обрывание, разглаживание); · лепка из глины, пластилина, теста; · работа с различными видами шнуровок; · рисование в воздухе; · работа c мозаикой различной величины; · игры с песком, с водой; · рисование двумя руками одновременно (обводка по пунктирным линиям и раскрашивание полученных контурных изображений двух одинаковых предметов/фигур). Развитию плавности и точности движений способствуют такие задания, как: · раскрашивание картинок; · точное обведение контуров предмета; · рисование простых предметов по проставленным точкам; · штрихование (используются только цветные карандаши) и т.д. и т.п. Очень важно суметь убедить ребёнка в полезности подобных упражнений и стимулировать его успехи, нужно отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, его точность. Родителям в летний период я рекомендую использовать для тренировки мышц кистей и пальцев рук детей сбор ягод, шишек, мелких камушков, постройки песочных замков, прополку сорняков и т.д. во время прогулок к водоёму, в лес, отдыха на даче или в деревне. Систематическая работа по формированию мелкой моторики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП способствует развитию у них двигательных умений и навыков, тактильного восприятия; активизируются возможности осязания, узнавания предметов на ощупь, улучшается качество целенаправленных практических действий. Дудорова Ирина Владимировна учитель-дефектолог I категории МУ ПСЦ «Надежда» г. Заречного Пензенской области
|