Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие тонкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ДЦП и нарушениями ОДА
Моторика
Автор: Ирина Дудорова   
13.08.2014 01:59

Развитие тонкой моторики рук у детей дошкольного возраста  с ДЦП и нарушениями ОДАЯ работаю учителем-дефектологом с детьми, имеющими детский церебральный паралич (ДЦП) и нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА).
С каждым годом количество дошкольников, имеющих недостаточно развитую тонкую моторику, увеличивается. И, можно сказать, что одну из групп этих детей, составляют дети с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Двигательные нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.
У многих детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается недостаточность двигательных навыков:
· скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;
· недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: несогласованность, неловкость движений рук.
Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Но, как известно, нарушения моторики может отрицательно сказываться на развитии познавательной деятельности ребёнка.  Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
Успех в преодолении нарушений общей и пальчиковой моторики у детей с  детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, во многом зависит от правильного сочетания специального лечения и специального обучения.
Развитие двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.
Под термином тонкая моторика понимаются высоко дифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы.  Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости, недостаточной чёткости и скоординированности движений пальцев и кистей рук. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка; работа с мелкими предметами и деталями (мозаикой, конструктором, пазлами); при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов и др.
Для развития мелкой моторики у детей в процессе совместной с ними деятельности я использую следующие упражнения:
· выкладывание контура предмета из разноцветных шнурков, мягкой проволоки;
· нанизывание сначала крупных пуговиц, бусин на шнурок, а затем мелких – на толстую леску;
· сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (гречки, риса) одной, а затем двумя руками одновременно;
· застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
· завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;
· подбор, открывание и закрывание ключами замков, различных по величине;
· наматывание длинного шнура на катушку или сматывание его (шнура) в клубок;
· собирание платка в ладонь пальцами одной руки или двух рук одновременно (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя только работу пальцев этой руки);
· нахождение спрятанных предметов в сухом бассейне с песком, горохом и фасолью (в пластиковых вёдрах или тазиках);
· игры с различными мелкими конструкторами, мозаикой, лего и т.д., и т.п.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира (предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы).  В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику кистей и пальцев рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Выполнение многих пальчиковых игр требует участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
Поначалу я знакомлю детей с несложными статическими позами кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляю упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых этапах все упражнения младшими  дошкольниками выполняются в медленном темпе. По мере необходимости в процессе выполнения упражнений помогаю ребёнку воспроизвести правильную позу кисти руки или пальцев.
Упражнения проводятся на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остаётся только словесная инструкция.
Своевременно  начатая  и  систематическая  работа  по  развитию  движений  пальцев руки  подготавливает успешное  овладение  ручной умелостью.
Кроме вышеперечисленных, я предлагаю ребятам упражнения, направленные на развитие кистевой моторики. Вот только некоторые из них:
· на  плотном  картоне  рисуют  контур  кисти  ребёнка  с  равномерно  разведёнными  пальцами  (ребёнок  фиксирует  свою  руку  соответственно  контуру);
· ребёнок  кладёт  кисть  руки  на  стол  и  по  просьбе  взрослого  поочерёдно  приподнимает  пальцы.  Если  ребёнку  не  сразу  удаётся  выполнить  это  упражнение,  взрослый  может  придержать  рукой  те   пальцы,  которые  должны  остаться  неподвижными;
· ребёнок  складывает  ладони,  сжимает  их и  постукивает  пальцами  каждой  пары (для  увеличения  мышечной  нагрузки,  на  каждую  пару  пальцев  можно  надеть  тонкую  резинку  небольшого  диаметра);
· по  заданию  взрослого  ребёнок  показывает  поочерёдно  пальцы  по  одному,  по  два,  по  три; выдвигает  вперёд  второй  и пятый  палец («коза»), остальные  должны  быть  сжаты  в  кулак;
· отбивание  такта  каждым  пальцем,  имитация  игры  на  пианино;
· «отстреливание»  ватного  шарика,  бусины,  пуговицы,  шашки  и т. д.  одним,  двумя  и  четырьмя  пальцами правой и левой руки поочерёдно.
В работе по развитию мелкой моторики хорошо зарекомендовали себя специальные игры, упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:
· работа со счётными палочками;
· нанизывание колец на тесьму, бусин на мягкую проволоку;
· работа с вкладышами;
· собирание пирамидок, матрёшек;
· работа с бумагой (сминание, обрывание, разглаживание);
· лепка  из глины, пластилина, теста;
· работа с различными видами шнуровок;
· рисование в воздухе;
· работа c мозаикой различной величины;
· игры с песком, с водой;
· рисование двумя руками одновременно (обводка по пунктирным линиям и
раскрашивание полученных контурных изображений двух одинаковых предметов/фигур).
Развитию  плавности и точности  движений  способствуют  такие  задания, как:
· раскрашивание  картинок;
· точное  обведение  контуров  предмета;
· рисование  простых  предметов  по проставленным  точкам;
· штрихование (используются только цветные карандаши) и т.д. и т.п.
Очень важно суметь убедить ребёнка в полезности подобных упражнений и  стимулировать  его  успехи,  нужно  отмечать  ускорение  темпа  выполнения  упражнения, его  точность.
Родителям в летний период я рекомендую использовать для тренировки мышц кистей и пальцев рук детей сбор ягод, шишек, мелких камушков, постройки песочных замков,  прополку сорняков и т.д. во время прогулок к водоёму,  в лес, отдыха  на даче или в деревне.
Систематическая работа по формированию мелкой моторики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП способствует развитию у них двигательных умений и навыков, тактильного восприятия; активизируются возможности осязания, узнавания предметов на ощупь, улучшается качество целенаправленных практических действий.
Дудорова Ирина Владимировна
учитель-дефектолог I категории
МУ ПСЦ «Надежда»
г. Заречного Пензенской области

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год