Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР (ОНР с 3 до 7 лет) под редакцией Н. В. Нищевой. Свою педагогическую деятельность строю, ориентируясь на ведущую цель по реализации Программы: создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическое, познавательно-речевое, социально - личностное, художественно - эстетическое.
Скачать конспект
Тема по самообразованию «Приемы развития мелкой моторики рук у детей с ОНР» обусловлена тем, что целенаправленное и систематическое включение пальчиковых игр и упражнений с детьми дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе способствует формированию речевой деятельности. В своей работе я использую многие способы нетрадиционной техники рисования: рисование пальчиками и ладошками, рисование ватными дисками и палочками, рисование поролоновыми губками, листьями от деревьев, рисование свечой, а также использую в работе пластилинографию. Ниже я опишу опыт работы прошлого учебного года (2013-2014) и его результаты. Повторю уже известные всем слова педагога В.А. Сухомлинского «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это объяснение того, как развивается ребенок. Развивая руку ребенка, мы развиваем его мозг, где идет сопоставление зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Учитывая важность проблемы развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, решила провести работу в этом направлении, взаимодействуя с родителями воспитанников и нашими узкими специалистами (учителем – дефектологом, психологом). Различными учеными доказано, что развитие мелкой моторики ребенка тесно связанно с развитием речи. Учитывая то, что число детей имеющих недоразвитие речи возрастает с каждым годом, считаю данную проблему актуальной. Контингент нашей группы – это дети с ОНР различного уровня с нарушениями формирования компонентов речевой системы при нормальном слухе. У детей отмечено слабое развитие мелкой моторики (двигательная неловкость, недостаточный темп и переключаемость и т.п.). Как воспитатель группы с ОНР считаю одним из направлений коррекционной работы с детьми – развитие мелкой моторики рук. Передо мной была поставлена цель - подобрать наиболее оптимальные методы развития мелкой моторики рук у детей с ОНР через использование разнообразных приемов в различных видах деятельности. Задачи, которые решались в процессе работы: Развивать и улучшать координацию и точность движений. Развивать и улучшать общую двигательную активность (подвижные игры). Содействовать нормализации речевой функции (пальчиковая гимнастика/стихи, скороговорки, потешки). Развивать психические процессы, а так же творческую активность. Учить правильно держать в руке карандаш, ручку, фломастер (правше/левше). Учить уметь владеть ими. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении. Улучшить предметно-развивающую среду группы с ОНР. Просмотрев работы разных авторов можно сказать, что педагоги по-разному подходят к данной проблеме. Предпочтение отдается у некоторых рисованию и штриховке, у кого - то лепке и конструированию. Единое мнение у всех педагогов в том, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе в сочетании развития речи, знакомство детей с окружающим и предметным миром, привитию эстетических и нравственных норм, использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности, физкультминуток, массажа, пальчиковых и игровых упражнений. Это обеспечивает саморазвитие каждого ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает именно ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность ребенка. Работая с детьми, я прилагаю все усилия, чтобы развить и укрепить руку и пальчики ребенка, сделав их послушными, подвижными и ловкими. Провожу занятия по рисованию, аппликации и лепке, конструированию. Использую игры и упражнения для развития мелкой моторики рук собственно на занятиях и в течение дня. Так же использую нетрадиционные методы рисования с детьми, делая творческую деятельность ребенка интереснее. После поставленных целей и задач, выбрала формы, методы и приемы и занялась отбором материала. Поиском всевозможных пальчиков игр и упражнений постепенно формируя и пополняя методическую картотеку для нашей группы. В своей работе стараюсь добиваться того, чтобы все упражнения ребенок делал с радостью, легко. При выполнении каждого упражнения стараюсь, чтобы все пальчики ребенка были задействованы. В группе имеются такие дидактические игры как шнуровки, пазлы, мозаики, различные трафареты по лексическим темам, счетные палочки (дети выкладывают из них разные фигурки), использую эти материалы как часть занятия по ФЭМП, конструированию, развитию речи, ознакомлению с окружающим. Например, трафареты овощей и фруктов обводим, затем штрихуем, либо закрашиваем, стараясь не выходить за контур, с некоторыми работаю, вложив руку ребенка в свою. Из счетных палочек делаем геометрические фигуры. Работая со шнуровками, делаем красивые стежки на кораблике (по теме транспорт). Основные принципы работы по развитию мелкой моторики рук у детей должны соответствовать основным педагогическим принципам и носить развивающий характер, систематичность и последовательность, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ОНР. Для эффективности работы соблюдаю следующие принципы: Принцип осознания совершаемых действий – действия сопровождаю проговариванием («какой это пальчик?», «твои пальчики сейчас разгибаются и сгибаются?», «ты сейчас обводишь трафарет?»). Принцип развернутости освоения навыков – механизм и темп освоения у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому при работе отрабатываю навыки освоения движений каждого ребенка в оптимальном именно для него режиме. Принцип обратной связи – по ходу занятия подсказываю, комментирую, помогаю ребенку, что позволяет ему в случае ошибки корректировать свои двигательные действия. Чтобы развитие мелкой моторики стало интересным и увлекательным использую различные приемы, такие как пальчиковая гимнастика, обрывание бумаги различной плотности, сминание бумаги, перебирание различных мелких предметов, создание на картоне изображения из нити – рисование веревочкой (Никитина А.В.), шнуровка на различных предметах (плоских, объемных), графические упражнения – игры (Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики). Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т. д.) при этом всячески поощряю желание детей рисовать в свободное время. В занятиях по лепке чаще использую пластилинографию (создание пластилином лепной картинки на бумажной или картонной основе) для развития координации движений и их точности. Наверное, самое большое значение для развития мелкой моторики и правильной постановки руки ребенка имеет развитие графических навыков. Я уделила особое внимание штриховки с помощью трафарета. Такая работа проводится регулярно и систематически для выработки навыка правильного держания карандаша (ручки) в руке ребенка и интенсивности нажима. Работа не должна переутомлять ребенка дошкольного возраста, поэтому я делаю такие занятия более увлекательными с помощью игры. Есть множество трафаретов по лексическим темам, где можно использовать стишки или четверостишия объясняя при этом, что мы делаем и как. При выполнении штриховки стоят такие задачи как: развитие мелких мышц кисти и развитие глазомера (соединение по точкам, прямые и косые линии, круговые линии, лабиринтики). Обычно такие упражнения я провожу в тетради сначала в крупную клетку, затем в мелкую. Примеры заданий черчу сама. Так же для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму использую методику, разработанную Т.В. Фадеевой. Упражнение 1. Ладошки лежат на столе. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке. Упражнение 2. Ладошки лежат на столе. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца. Упражнение 3. Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца. Упражнение 4. На столе лежат 10 – 15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем так же по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой). Упражнение 5. Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола. Упражнение 6. Один конец ручки зажимают средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец направлен от груди. Нужно, перевернув ручку, вложить ее в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывают ручку в правую руку и т.д. Каждый год я провожу диагностику с детьми, для выявления динамики (положительного результата). Анализ прописей и обследование мелкой моторики руки. В процессе экспериментального исследования (2013-2014) на основе анализа литературы была изучена динамика развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Как показало исследование, развитие мелкой моторики у детей на начало учебного года находилось практически на одинаковом уровне. В результате систематической работы, по развитию мелкой моторики сравнив полученные данные на контрольном этапе исследования, получила результаты, показывающие незначительное различие, но с положительным результатом. Делая вывод можно сказать следующее, чтобы результат был максимально эффективен, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по развитию мелкой моторики. Результаты моей работы - проявлении интереса детей к различным видам деятельности (игра, в том числе дидактическая, творческая деятельность, общение), у многих детей улучшилась общая двигательная активность, координация и произвольность движений, многие дети научились владеть карандашом и ручкой, причем движения и нажим стали увереннее, некоторые дети стали активнее звукоподражать (опять таки проявление интереса), у кото-то повысился уровень развития связной речи (увеличился словарный запас). Примеры работ, которые мы выполняли: Рисунок 9. Техника нетрадиционного рисования – рисование веревочкой (по Никитиной А.В.). Рисунок 10. Техника нетрадиционного рисования – отпечатки. Рисунок 11. Пластилинография. Рисунок 12. Техника нетрадиционного рисования – рисование пальчиками (домашнее задание – ребенок + родители). Рисунок 13. Техника нетрадиционного рисования – оттиск поролоном (домашнее задание – ребенок + родители). Рисунок 14. Техника нетрадиционного рисования – рисуем крупой (домашнее задание – ребенок + родители). Рисунок 15. Техника нетрадиционного рисования (домашнее задание – ребенок + родители). Задачи на 2014-2015 учебный год остаются прежними. Поменялся состав детей (появились вновь прибывшие дети). Результаты диагностического обследования детей приведены ниже. Закончить хочу известным педагогическим правилом: хочешь, что бы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Это правило использую в своей деятельности и советую его родителям. Обращайте свое внимание на то, что хорошо! И если ребенок будет чувствовать успех, то его старания будут лучше, а результат эффективнее.
|