Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8— 1 года до 3—4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. На мой взгляд, эффективным будет использование пальчиковых игр в работе с детьми данной возрастной категории.
Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д. Данная работа характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. Очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Система работы воспитателя может быть представлена по следующим направлениям: • В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми; • Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня); • Работа с родителями - консультации и беседы, мастер классы с показом пальчиковых игр. Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, привлечь их к совместной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье. Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук. * Пальчиковая гимнастика. * Кинезиологические упражнения. * Игры с различными предметами Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особую радость. Для улучшения межполушарных связей и активизации работы головного мозга необходимо использовать кинезиологические упражнения. Упражнения необходимо делать в следующей последовательности: симметрично, поочередно, реципрокно. Например: Фонарики: 2 Ладони -симметрично 2 Кулачки - симметрично 1 ладонь - 1 кулачок - менять положение поочередно 1 ладонь - 1 кулачок - реципрокно, одновременно менять положение. Игры с различными предметами и материалами. Цели и задачи: • развитие хватания • развитие согласованных движений обеих рук • развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук • формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний • развитие осязания • развитие мышления и воображения. Материалы: • Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания. Методы обучения: • показ действий • действия руками ребенка • поэтапная словесная инструкция. Игры: • "Прячем ручки", • "Спрячь в ладошке", • "Что внутри?" (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы), • "Непослушные колечки" (игра в пирамидку), • "Забавные шнурки", • "Пришей пуговицу", • "Идем в магазин" (расстегивание и застегивание различных видов застежек - липучек, пуговиц, кнопок), • "Одеваем кукол", • "Поиграй на пианино", • "Пальчиковый театр". Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Если проводить в ДОУ работу по профилактике речевых нарушений начиная с младшего дошкольного возраста, то количество детей, состояние речи, которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции, значительно уменьшится.
|