Рабочая учебная программа по дополнительному образованию «Математическая игротека» для детей 4-7 лет |
Математика детям | |||
Автор: Светлана Евгеньевна Большакова | |||
30.04.2014 15:31 | |||
Рабочая учебная программа по дополнительному образованию «Математическая игротека» для детей 4-7 лет (составитель: старший воспитатель Большакова С.Е.) г. Сыктывкар, 2014 8. Математические корзинки Воскобовича (счет от 1 до 10) 9. Конструктор цифры «Волшебная восьмерка» 10. Игры Никитина (сложи квадраты, 1 и 2 уровень) Итого: 35 занятий Задачи программы II года обучения - Упражнять детей в умении составлять геометрические фигуры из определённого количества палочек пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу другой; самостоятельный поиск путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения; умение высказывать предположительные решения, догадываться; учить запоминать и осмыслять характер преобразования и результат, и постоянно в ходе поиска решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями, умение предоставить возможные изменения в фигуре. -развитие у детей умения осуществлять последовательные умственные действия, анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать; развитие логического мышления, смекалки и сообразительности при решении логических задач на поиск недостающих в ряду фигур. - Учить конструировать на плоскости разнообразные предметные силуэты, собирание картинок по уменьшенному силуэтному изображению, зарисовывать придуманную и собранную картинку, обведя ее по внешнему контуру и т.д. -Упражнять в плоскостном и объемном моделировании, выкладывать из палочек объекты сюжетной картинки, развитие творческих способностей, самостоятельности; освоение количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте с использованием знаки >,<,=,≠, арифметических действий, состава числа из единиц, из двух, трех меньших чисел, составление задач по моделям, образование чисел второго десятка, кодирование и декодирование, моделирование многоугольников, ориентировка на плоскости. -Совершенствование внимания, пространственного мышления, приемов логического мышления, словесно-логической памяти, мелкой моторики рук -Формирование логической операции, обозначаемой союзом «И», классификация по двум свойствам. II год обучения 35 занятий Программное содержание 1. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки, считалки, задачи в стихотворной форме. 2. Игры-головоломки со счетными палочками (задачи на смекалку второй и третьей групп, преобразование одной фигуры в другую, изменение количества квадратов и фигур) 3. Логические задачи (поиск недостающих в ряду фигур по горизонтали и вертикали) 4. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (игры-головоломки (геометрические конструкторы): «Сфинкс», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра», «Прямоугольники», «Пифагор». Игры проходят в 4 этапа: - ориентировка на образец - ориентировка на часть образца - ориентировка на контурное и силуэтное изображение - творчество детей 5. Палочки Кюизенера (второй этап) 6. Задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры и т.д. 7. Квадраты (двухцветные, четырехцветные) Воскобовича. 8. Математические корзинки Воскобовича (счет от 1 до 10, от 10 до 20) 9. Конструктор цифры «Волшебная восьмерка», «Восьмерка» 10. Игры Никитина (сложи квадраты, 2 и 3 уровень) 11. Игры с двумя обручами (блоки Дьенеша). 12. Часы Итого: 35 занятий Задачи программы III года обучения - Учить сочетать практические и мысленные пробы или только в плане умственного действия – в уме, с обоснованием хода решения; упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана, частичном мысленном решении задачи; планировать в уме полный или частичный ход решения, представлять изменения которые произойдут в фигуре в результате преобразования; высказывать предположения. - Учить выделять признаки отличия одной группы фигур от другой - Учить конструировать на плоскости разнообразные предметные силуэты, собирание картинок по уменьшенному силуэтному изображению, зарисовывать придуманную и собранную картинку, обведя ее по внешнему контуру и т.д. -Упражнять в плоскостном и объемном моделировании, выкладывать из палочек объекты сюжетной картинки, развитие творческих способностей, самостоятельности; освоение количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте с использованием знаки >,<,=,≠, арифметических действий, состава числа из единиц, из двух, трех меньших чисел, составление задач по моделям, образование чисел второго десятка, кодирование и декодирование, моделирование многоугольников, ориентировка на плоскости. -Совершенствование внимания, пространственного мышления, приемов логического мышления, словесно-логической памяти, мелкой моторики рук -Формирование логической операции, обозначаемой союзом «И», классификация по двум-трем свойствам; III год обучения 35 занятий Программное содержание 1. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки, считалки, задачи в стихотворной форме. 2. Игры-головоломки со счетными палочками (задачи решаются с сочетанием практических и мысленных проб или только в плане умственного действия – в уме, и обоснованием хода решения) 3. Логические задачи (задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой) 4. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (игры-головоломки (геометрические конструкторы): «Гексамино», «Пентамино», «Архимедова игра», «Танграм» Игры проходят в 4 этапа: - ориентировка на образец - ориентировка на часть образца - ориентировка на контурное и силуэтное изображение - творчество детей 5. Палочки Кюизенера (второй – третий этап) 6. Задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры и т.д. 7. Квадраты (четырехцветные) Воскобовича. 8. Математические корзинки Воскобовича (счет от 10 до 20) 9. Конструктор цифры «Волшебная восьмерка», «Восьмерка» 10. Игры Никитина (сложи квадраты, 3 уровень) 11. Игры с тремя обручами (блоки Дьенеша). 12. Игры на составление объемных фигур из кубиков (Куб-хамелеон, Кубики для всех) Итого: 35 занятий Ожидаемые результаты: I год обучения Уметь анализировать и обследовать зрительно-осязательным способом, уметь конструировать, Моделировать, пространственно и логически мыслить, с развитой мелкой моторикой рук. II года обучения Уметь самостоятельно искать пути решения задач, обдумывать, высказывать предположительные решения, догадываться; запоминать и осмыслять характер преобразования и результат, и постоянно в ходе поиска решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями; осуществлять последовательные умственные действия, анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать; конструировать, анализировать, моделировать, пространственно и логически мыслить, обобщать, исключать, классифицировать предметы. Совершать логические операции по двум свойствам. III года обучения - Уметь сочетать практические и мысленные пробы , осуществлять операции в уме; высказывать предположения,выделять признаки , конструировать, моделировать, быть творческой и самостоятельной личностью. Использовать знаки >,<,=,≠, осуществлять арифметические действия, составлять задачи по моделям, кодировать и декодировать - Осуществлять последовательные умственные действия, анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать; конструировать, анализировать, моделировать, пространственно и логически мыслить, обобщать, исключать, классифицировать предметы. Совершать логические операции по трем свойствам, пространственно и логически мыслительного. Оценка деятельности дошкольников. Тестовые задания проводятся для групп II и III года обучения. За каждое выполненное задание ребенок получает 1 балл. II год обучения 5 тестовых заданий максимальное количество баллов – 9, III год – 18 баллов за 8 тестовых заданий. Подсчет результатов: II год 0-3 балла – низкий результат 4-6 баллов –средний результат 7-9 баллов – высокий результат III год 0-6 баллов – низкий результат 7-12 баллов –средний результат 13-18 баллов – высокий результат Условия реализации дополнительной образовательной программы «Математическая игротека»: Учебные пособия: -Дополнительная образовательная программа «Математическая игротека» Учебно – методические пособия: -Тарабанина Т.И., Детям о времени. Ярославль: 1996 г., -Соколова Ю., Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет, М.-2002г. -Столяр А.А. Давайте вместе поиграем, Игры с логическими блоками Дьенеша, СПб. -Финкельштейн Б.Б., Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет) Спасатели приходят на помощь: схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты, -Финкельштейн Б.Б., Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет) Поиск затонувшего клада, -Финкельштейн Б.Б., Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет) праздник в стране Блоков -Колесникова Е.В., Готов ли ваш ребенок к школе? Мышление и моторика, М.-1997г. -Колесникова Е.В., Готов ли ваш ребенок к школе? Речь и математика, М.-1997г. -Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Я готовлюсь к школе, М.-1996г. -Новикова В.П., Тихонова Л.И., Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера: раздаточный материал для работы с детьми 3-7 лет. Материально-техническое обеспечение: - Кубики Никитина: Кубики для всех, Уникуб - игры Никитина: Сложи квадрат - счетные палочки - Логические блоки Дьенеша - Цветные счетные палочки Кюизинера - Геометрические конструкторы: «Листик», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Т-образная головоломка», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра», «Прямоугольники», «Пифагор», «Гексамино», «Пентамино», «Архимедова игра», «Танграм» -макеты часов -плоскостные обручи -квадраты Воскобовича -таблицы на поиск недостающей фигуры -таблицы на нахождение главного признака/отличия - Математические корзинки Воскобовича - Конструктор цифры «Волшебная восьмерка», «Восьмерка»
|