«Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру». (Ф. Фербель) Игра - это особая, необходимая для нормального развития ребенка деятельность. Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольника занятие, в котором ребята многому учатся. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Именно в игре ребенку предоставляется полная свобода, дети приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, контролю за своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дети вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т.д. Это им интересно, потому что они любят играть.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, знания, умения, навыки, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей более в старшем возрасте - в школе. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. В целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Весь комплекс заданий — это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения — ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если какую - то из них он пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» — и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь. Данная идея послужила для разработки и создания проекта по организации кружковой деятельности с детьми дошкольного возраста «Игралочка». Основная цель моей педагогической кружковой деятельности: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста, обогащение игрового опыта ребенка. Для успешного выполнения цели определены следующие задачи: · Развивать разные виды речи (монологическую, диалогическую), расширять словарный запас, формировать грамматически правильную речь, правильное звукопроизношение. · Учить самостоятельно, осуществлять классификацию по одному – двум свойствам, обнаруживать логические связи, считать. · Обучать решать логические задачи, составлять узор путем комбинирования цвета и формы. · Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем. · Развивать мелкую моторику рук, умение ориентироваться на листе бумаги, осуществлять подготовку руки ребенка к письму, совершенствовать графические навыки. · Развивать познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, творческое воображение. · Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, чувство коллективизма, взаимовыручки. На основании целей и задач были разработаны две программы для среднего и старшего дошкольного возраста по тематике кружковой деятельности. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность зависит от возраста детей (от 20 до 25 минут). Основными методами и приемами реализации программ стали следующие: Игровые (познавательные игры, развивающие игры, настольно-печатные игры). Метод игрового проблемного обучения (ТРИЗ). Метод преднамеренных ошибок. Дополнительные методы: Наглядные: наблюдения, иллюстративно-наглядный материал, ИКТ, дидактические пособия. Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы. Практические: рассматривание, упражнение, исследования, эксперименты. При проведении игр-занятий через игровые ситуации демонстрирую детям положительные примеры взаимоотношений персонажей, побуждаю детей проявлять к ним внимание, заботу, оказывать помощь и т.д. Играя, дети накапливают опыт в составление целого из отдельных частей, приобретают первые навыки поисковой деятельности, путём проб и ошибок, учатся находить верный способ выполнения задания, развивают мелкую моторику рук, общаются друг с другом. В результате освоения программы, достижения ребенка дошкольного возраста выражаются в следующем: - Ребенок с радостью отзывается на предложение поиграть, проявляет интерес к замыслам других детей. Умеет создавать игровую обстановку с учетом темы, вида игры и воображаемой ситуации. - Ребята дружелюбно настроены, контролируют свои действия и действия других играющих, исправляют ошибки. Могут проявлять настойчивость в поиске решений, видят правильность результата. Умеют объяснять сверстнику ход решения игровой задачи. - Дети знают несколько игр, и умеют их организовать. Самостоятельно придумывают новые правила в играх, могут разнообразить их содержание за счет новых игровых действий, активны в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах. Для того чтобы была система в работе, мною был составлен тематический план с использованием современных развивающих игр «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Кубики Никитина», «Квадрат Пифагора» и многие другие. Считаю, что работа по развитию познавательных способностей детей осуществляется только в тесном контакте с родителями. На консультациях, родительских собраниях, через презентации, мастер-классы поясняю значение развития познавательных способностей детей дошкольного возраста, объясняю значимость непрерывности процесса обучения, уточняю необходимость продолжения начатой деятельности в домашних условиях со взрослыми. В дальнейшем планирую создать семейный клуб, основной целью которого станет привлечение родителей к организации деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей и логического мышления, так как совместная работа педагога с детьми и родителями дает положительный результат.
|