Использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера для развития познавательной активности детей 4-5 лет Освоение ребенком окружающего мира связано с процессом познания. В связи с этим важным аспектом жизнедеятельности выступает познавательная активность ребенка, благодаря которой он вступает в практические, действенные отношения с предметами в игре, продуктивных видах деятельности и в общении со взрослыми и сверстниками. Актуальностью моей работы является использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера как средства сенсорного развития, формирования элементарных математических представлений и развития познавательной активности.
Знакомство детей с палочками Кюизенера я начала с рассматривания детьми цветных палочек, состоящих из полосок 2x2 см, 2x4 см, 2x6 см, 2x8 см, 2x10 см, 2x12 см, 2x14 см, 2x16 см, 2x18 см, 2x20 см. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Использование «чисел в цвете» позволило мне одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения, подвести детей к выводу, что число появляется в результате счета и измерения. К этому понятию дети подходят в процессе практической деятельности в результате разнообразных упражнений. Формы работы с детьми по использованию цветных палочек: игры и упражнения на группировку палочек по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру); моделирование из палочек плоскостных геометрических фигур, изображений различных предметов на плоскости от простых до более сложных. Дети осваивали состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру, умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре – упражнении я закрепляла название цветов и числовое обозначение. Знакомя детей средней группы с палочками, я вместе с детьми рассматривала, перебирала все палочки, расспрашивала их какого они цвета, длины. Показывала, как выкладывать на плоскости из цветных палочек дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи. Составляла вместе с детьми на плоскости лесенки в двух направлениях (подъем и спуск), что давало возможность разнообразить упражнения, а ребенку проявлять большую самостоятельность в организации самостоятельной игры с «палочками Кюизенера». Выкладывала вместе с детьми лесенку из 5 полосок от меньшей (белой) к большей (сиреневой) и наоборот. Предлагала пальчиками пройти по ступенькам лесенки, считая вслух от 1до 5 и обратно. Когда мои дети освоили построение числовой лесенки и количественный и порядковый счет, я перешла к освоению отношений чисел. Постепенно дети начали понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Выкладывала лесенки, пропуская по 1 палочке. Давала возможность детям найти место для остальных палочек. Цветные палочки использовала как дидактический материал для усвоения детьми соотношения высоты, длины, располагая полоски в горизонтальном и вертикальном положении. Предлагала детям задания: -разложить палочки по цвету, длине; -найти палочку того же цвета, что и у меня, спрашивала, какого они цвета? -положить столько же палочек, сколько и у меня; -наложить эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверить, какая самая длинная? Какая самая короткая?» -выкладывала несколько палочек, предлагала ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, убирала одну из палочек, ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла; -выкладывала несколько палочек и меняла их местами, детям предлагалось их все вернуть на место; -выкладывала перед ребенком две палочки и спрашивала: «Какая палочка длиннее? Какая короче? - предлагала детям найти любую палочку, которая короче синей, длиннее красной. В дальнейшем, используя альбомы заданий, предлагаемые к комплектам палочек Кюизенера, мы с детьми начали моделировать плоскостные изображения лесенки, ковриков, стульчиков, домиков, ключиков. Подбор упражнений осуществляла с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывала их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств. Игровые элементы в упражнения вводила в форме: -игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и так далее); -в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит, скажет). В процессе выполнения заданий использовала такие методы и приемы, как инструкция (целостная, расчлененная), пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, педагогическую оценку. Нестандартное дидактическое средство «Палочки Кюизинера» многофункционально в использовании, мобильно, т.к. исключает необходимость изготовления многочисленного раздаточного материала для ознакомления со цветом, формой, величиной, со счетом, цифрами, с составом числа. Достаточно эффективным оказалось использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Цветные палочки использовала для выполнения диагностических заданий. Наборы «Палочки Кюизенера» для каждого ребенка, я с успехом использую в непосредственной организованной деятельности с детьми среднего возраста. Многократные повторения, вариативность заданий и игровая мотивация повышает не только познавательный интерес при успешном выполнении заданий, но и формирует предпосылки к социальной успешности каждого ребенка. Во время выполнения игровых заданий я предоставляла детям возможность проявлять самостоятельность в поиске решения, выдвигать предположения и их проверять. В процессе выполнения заданий каждый ребенок получал подтверждение его «маленького успеха», одобрение и положительную оценку не только с моей стороны, но и со стороны окружающих его сверстников, так как я стимулировала всех детей на оказание помощи друг другу в достижении результата. Совместная деятельность детей с использованием «Палочек Кюизенера», по моим наблюдениям, создала предпосылки к социальной успешности ребенка в среде сверстников. С этой целью я отмечала и поощряла тех детей, которые готовы помочь и дать объяснения соседу по столу, товарищу по игре, если у них возникали трудности. Озвучивание «успехов» ребенка перед родителями укрепляло его веру в свои будущие успехи и желание к познанию нового. Поддержка ребенка в ситуациях как успеха так и неуспеха положительно сказывалась на становление социального статуса ребенка в группе. Использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера разнообразило процесс развития познавательной активности детей моей группы и повысило интерес детей к образовательной деятельности. Что способствовало формированию социальной успешности дошкольников. Важным условием для реализации наших планов является ознакомление родителей с палочками Кюизенера и мотивация их к использованию с целью для закрепления полученных знаний с ребенком дома.
|