Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом! А.Франс
Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и форме, величине, размерах, отношениях. Математическое мышление – это, прежде всего, умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения. Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х.Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами различных стран в работе с детьми, начиная с младшей группы детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения. Мы стараемся в достаточной мере использовать цветные палочки Кюизенера в своей практической работе с детьми по ознакомлению с основными математическими понятиями и представлениями в процессе разнообразных игр и занятий. Работу с палочками мы делим на несколько этапов: 1-й этап – знакомство с цветными палочками Кюизенера; 2-й этап – игры, способствующие усвоению эталонов цвета; 3-й этап – изучение понятий «высокий – низкий», «длинный-короткий» и др.; 4-й этап – развитие у дошкольников количественных представлений; 5-й этап – понятие состава числа; 6-й этап – обучение математическим действиям с палочками (сложение, вычитание); 7-й этап – измерение с помощью палочек Кюизенера; 8-й этап – решение логических задач.
На первом этапе главная цель – заинтересовать дошкольников в форме игры цветными палочками. Предлагаем детям рассмотреть, потрогать палочки, разделить их по цвету, длине, посчитать, а также выложить различные фигуры по желанию детей. Задачи второго этапа – научить детей группировать палочки по цвету, активизировать в речи слова «такая же», «одинаковые по цвету и длине», развивать зрительный глазомер. Проводим с детьми различные игры, способствующие усвоению детьми эталонов цвета: «Строим дорожки», «Ленточки в подарок», «Подбери крышу к домику» и т.д. На третьем этапе изучаем с детьми понятия о длине, ширине, высоте, учим сравнивать палочки по этим понятиям. Используем с детьми разнообразные игровые задания: - «Поезд» - каждый ребенок строит поезд, прикрепляет к паровозу вагончики, начиная с самого длинного (короткого); - «Заборы высокие и низкие» - предлагаем детям построить заборы около домов; обращаем внимание, что на крышах домов – цифры, дети должны подобрать палочки в соответствии с этими цифрами и построить из них заборы; - «Мосты через реку» - каждый ребенок намечает, в каком именно месте реки он будет строить мост, и подбирает для него палочки, чтобы их длина перекрывала ширину реки. Основная цель следующего этапа – развитие у дошкольников количественных представлений. На этом этапе учим детей отбирать палочки нужного цвета и числового обозначения по словесному указанию педагога. Подводим детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число. Предлагаем построить необычный поезд из цветных палочек, посадить в вагончики пассажиров в соответствии с количеством мест в каждом вагончике. Используя палочки, дети учатся находить ответы практическим путем. Для закрепления порядкового счета используем игру «Путешествие на поезде», в процессе которой задаем детям вопросы: «Каким по порядку стоит голубой вагончик?», «Вагон какого цвета стоит пятым?», «Какого цвета вагон левее желтого?» и другие. Для закрепления понятия отношений между числами натурального ряда используем игровое упражнение «Весы». Дети на одну чашу весов помещают палочки большего размера и сравнивают их с палочками меньшего размера на другой чаше весов. Упражняем детей в умении считать «двойками» (игра «Мы с Тамарой ходим парой»), а также знакомим с понятием «Четные-нечетные числа» (игра Чет-Нечет»). Одной из важных задач математического развития дошкольников является формирование понятия о составе числа. Большую помощь в этом оказывают палочки Кюизенера. С помощью их закрепляем умение ребенка составлять число из двух меньших чисел. В игре «Посели жильцов в домик» предлагаем детям заселить каждый этаж пустующего домика с цифрой на крыше двумя палочками. В игре «Сплети коврик» предлагаем сплести коврик заданного размера. Коврик считается законченным, если учтены все варианты состава заданного числа. Для закрепления состава числа используем задания: «Какие палочки ты бы использовал, чтобы ответить на вопросы: - сколько тебе лет? - сколько пальцев на одной руке? - сколько ног у курицы? -сколько дней в неделе? и т.д. Следующий этап работы – обучение математическим действиям сложения и вычитания чисел. С помощью палочек дети учатся соотносить цвет и число, пользуются арифметическими знаками, учатся находить палочку, в сумме равную двум данным, находят разность чисел, записываю арифметические действия с помощью цифр и математических знаков «плюс», «минус», «равно». С помощью палочек Кюизенера дети учатся проводить измерения различных предметов. Так в упражнении «Узнай длину коврика» дети измеряют длину ковра шагами и приходят к выводу, что чем больше мерка, тем меньше число шагов и наоборот. Затем измеряют длину коврика с помощью мерок-палочек и делают выводы: лента, в которой мерка уложилась больше раз, длиннее. При изменении длины разными мерками дети приходят к выводу, что чем меньше мерка, тем меньше число, чем больше мерка, тем больше число, и таким образом находят зависимость между измеряемыми величинами, меркой и результатом, устанавливают логические связи. Цветные палочки Кюизенера мы используем и для решения логических задач. Например, предлагаем детям составить «Детскую железную дорогу», выполнив следующую инструкцию: «Наш поезд будет состоять из трех вагонов: голубого, желтого и розового. Желтый вагон должен стоять в середине поезда, а розовый должен быть не первым. В какой последовательности должны стоять вагоны нашего поезда?». Так на основе зрительно воспринимаемой информации дети учатся понимать предложенную задачу и решать ее. Виды детской деятельности, на которых используются палочки Кюизенера, достаточно разнообразны. Мы используем их во время проведения непосредственно образовательной деятельности: - по математике (состав числа, прямой и обратный чет и т.д.); - по конструированию (в качестве конструктора для построения плоскостных и объемных фигур, построек и т.д.); - по аппликации (откладывание требуемой длины бумаги, измерение размеров вырезаемых предметов и т.д.); - по рисованию (для определения цветовой композиции в той или иной росписи, для составления узоров и т.д.); - по ознакомлению с художественной литературой (выкладывание «волшебных» дорожек сказочных героев, предметов из прочитанных сказок и т.д.). Вне занятий, в совместной и самостоятельной деятельности, используем альбомы «Посудная лавка», «На золотом крыльце…», «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком». Таким образом, активное использование цветных палочек Кюизенера способствует успешному формированию математических представлений, развитию внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления, дошкольников. Разнообразные игровые задания и упражнения стимулируют интерес к познанию нового, воспитывают волю, усидчивость и целеустремленность будущих первоклассников.
Список использованной литературы
1. Кузьмина В.А. Открываем мир цветной алгебры с помощью палочек Кюизенера. – Новочебоксарск, 2011. 2. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. – Москва, 2008. 3. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры с палочками Кюизенера. – Москва, Мозаика-Синтез, 2010. 4. Финкельштейн Б.Б., Хвостова Э. «На золотом крыльце сидели…», «Кростики», «Волшебные дорожки». – СПб, Корвет, 2010.
|