МБОУ ДОД ДДТ им. А. Торцева Школа раннего развития детей «Лучик» Автор: Гришкова Вера Васильевна, заведующая отделом социально-педагогической направленности, высшей квалификационной категории г. Мурманск, 2012год Пояснительная записка. Образовательная программа дополнительного образования дошкольников «Считалочка» разработана на основе методических разработок, рекомендаций, пособий, развивающих и интеллектуальных игр следующих авторов: Л.Г.Петерсон, Н.П. Холина «Раз - ступенька, два – ступенька», Я.Ф.Чекмарёв «Учимся считать», Г. Юдин «Заниматика», Н.В. Григорян «Математика, школьная программа вместе с родителями», серия «Школа для дошколят», Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка», А.З. Зак «Путешествие в сообразилию», Р.М. Хамидулина «Математика», Л.Н. Коротовских «Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста», М.В. Корепанова, С.А. Козлова «Моя математика», Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» и другие. При составлении программы учитывались интересы детей данного возраста, основные положения программ ФГОС начальной школы, социальный запрос, пожелание родителей.
Скачать полный конспект
Форма реализации программы – детские объединения школы раннего развития детей. Программа носит вариативный характер. Процесс обучения детей ориентирует на мотивацию к познанию и творчеству, к развитию воображения, внимания, памяти, расширяет кругозор и способствует самореализации ребенка в системе дополнительного образования детей, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу обучающихся. Данная программа может быть успешно реализована при наличии необходимой материально-технической базы, заинтересованного отношения к данной образовательной деятельности как самого педагога, так и детей.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.
Актуальность программы состоит в том, что дошкольное воспитание и образование детей является важным звеном общей системы образования. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет ребятам удовольствие получить результат тех или иных математических действий, у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно. Педагогическая целесообразность состоит в том, что наиболее благоприятным периодом для начала приобщения детей к обучению является дошкольный возраст. Учебные умения и навыки детей развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким – либо видам мыслительной деятельности. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, усердие, сосредоточенность, самостоятельность, аккуратность, то есть происходит нравственное развитие. Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения. Многократность отработки навыков и умений, повтор действий повышают качество усвоения образовательной программы. Дошкольники радуются и с большим желанием начинают заниматься, когда видят, как возрастают их силы и возможности. Какой восторг и чувство собственного достоинства испытывает ребенок, участвуя в математической олимпиаде для выпускников школы, как переживает чувство своей значимости, становясь не только участником, но и победителем. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения. Задача педагога – в доступной форме дать начальные знания основ математической науки, раскрыть интеллектуальные возможности ребенка. Воспитательный эффект занятий во многом зависит от того, как отобран и организован учебный материал. Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей дошкольного возраста, так как учтены психологические особенности дошкольника, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.
Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание дошкольников опосредованно акцентируется на важных моментах, не снижая интереса к самому виду деятельности; в конце каждой изученной темы проводится итоговая ролевая или деловая игра. Игровые упражнения помогают ребенку адаптироваться в учебном процессе. Обучающие игры – это вид деятельности, занимаясь которым дети учатся, это средство расширения, углубления и закрепления знаний. Таким образом, обучающиеся включаются в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является вариативность внедрения в систему образования: *как комплексная (входит в общий комплекс обучения, как неотъемлемая часть образовательной системы школы раннего развития детей), *как интегрированная программа (взаимосвязана с другими учебными предметами: художественный труд, изо, развитие речи, английский язык и другие), *как отдельная программа обучения дошкольников элементарным математическим представлениям, которые являются базой обучения другим предметам. А также имеет тесную взаимосвязь с техническим, экономическим, экологическим и другими направлениями воспитательного процесса.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование устойчивого интереса детей к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения. Задачи: 1. содействовать развитию наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка); 2. развивать внимание, память, расширять сенсорный опыт; 3. пробуждать интерес и любознательность к познанию, вводить в активную речь элементарные математические термины; 4. способствовать формированию умения самостоятельно решать простейшие задачи в процессе обучения (выбор способа решения, планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания в решении других задач); 5. воспитывать трудолюбие, терпение, доброжелательные отношения со сверстниками во время занятий.
Принципы построения программы Программа построена на основе следующих принципов: * Дифференцированного подхода. Ведется совместная деятельность педагога и ребенка, основанная на началах сотрудничества. Учитывается индивидуальность каждого ребенка. Системность подхода к решению теоретических и практических вопросов различных составляющих дифференцированного обучения. Обучение ведется последовательно «от простого к сложному» *Учета возрастных особенностей. Подбираются формы, методы, приемы соответственно возраста детей. *Наглядности. При обучении используется красочный демонстрационный и раздаточный материал. *.Доступности и креативности Каждый ребенок подводится к самоанализу и самооценке. Дети выполняют работы по принципу «делай как я», «посмотри на образец и сделай лучше и интереснее», «посмотри на чертеж и сделай самостоятельно». При этом участие педагога обязательно. *Единства развивающей и диагностирующей функций Применяемые методы обучения соответствуют его содержанию. Переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и последующим осуществляется с обязательной фиксацией фактов усвоения: тесты, диагностика, контрольные занятия, проводятся занятия обобщения и закрепления, олимпиады, оформляется портфолио каждого ребенка. Применяются в практической работе аналогии, сравнения, сопоставления, позволяющие проанализировать степень овладения детьми содержания образовательной программы, оценить их интеллектуальное творчество. *Связь теории с практикой. Каждый блок программы заканчивается повторением и обобщением пройденного материала, где дошкольники на практике могут показать свои знания. *Принцип воспитания в процессе деятельности. Поощрение активности детей, чередование их деятельности с отдыхом, требовательное отношение к недостаткам деятельности.
На основе принципов построения программы определяются приемы и методы обучения и воспитания.
Методы *Словесный (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог). *Наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование). *Исследования (знакомство с библиотечным фондом и электронными носителями). *Практическая работа (упражнения, зарисовки, схемы, чертежи). *Наглядный (образцы, таблицы, схемы, раздаточный материал) *Обучения успехом (поощрения, открытые занятия для родителей). *Игровой (путешествия, конкурсы, соревнования, праздники, ролевые и деловые игры и др.). *Убеждения (пример, самоанализ, анализ практической деятельности).
Сроки реализации, объём программы Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет, рассчитана на три года обучения, 36 часов в год.
Формы и режим занятий: игра, конкурс, викторина, объяснение, практическое занятие, соревнование, диалог. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня в хорошо оборудованном помещении при наличии необходимого материала. Работа ведется как со всей группой, так и по парам и звеньям, а также индивидуально с каждым ребенком. Расписание занятий составляется с учетом климатических условий Крайнего Севера, режима работы общеобразовательного учреждения. Наполняемость группы от 10 до 15 человек. При зачислении в детское объединение каждый родитель должен представить справку от врача о состоянии здоровья ребенка с заключением о возможности заниматься в детском объединении.
Методическое обеспечение * наглядный материал (таблицы, пособия, образцы), * раздаточный материал, который постоянно пополняется и совершенствуется, * сценарии, разработки, конспекты.
Материально – техническое обеспечение - дидактический материал, школьная доска, тетради, карандаши, ластик, аудио и видеоаппаратура, ПК.
Способы определения и фиксации результатов В процессе реализации программы проводится тестирование детей, опрос родителей, составляется индивидуальная диагностическая карта обучающегося и портфолио выпускников. А также педагог отслеживает результаты детей с помощью ролевых игр, творческих заданий, открытых занятий, ситуационных игр. Используются тесты: *А. Зака (игры «Просвет», «Разное – одинаковое», тренировочные задачи) *упражнения С. Коваль на развитие памяти *рисуночные тесты С. Степанова *диагностические таблицы А. Марковой по выявлению способностей дошкольника к учению и его мотивации.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Считалочка» Подведение итогов реализации программы проводится в виде открытых занятий для родителей, тестовых заданий, анкетирования родителей, олимпиад для выпускников, ролевых и деловых игр обобщающего характера, заключительного праздника.
Первый год обучения. Ожидаемые результаты По программе к концу первого года обучения, дети должны знать: *названия и последовательность чисел от 0 до 5; * знать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); * части суток: день, ночь, утро, вечер; * понятия: вчера сегодня, завтра; Уметь: *читать, записывать числа в пределах 5 и сравнивать их; * получать число путем прибавления единицы к предыдущему числу и путем вычитания из последующего; *составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; *сравнивать предметы по величине, пользуясь понятиями: шире - уже, длиннее - короче, выше - ниже и т. д.; *сравнивать количества: столько же – не столько же, группы предметов: один – много и уравнивать их двумя способами; *моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур по образцу; *ориентироваться в пространстве «от себя»: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу; *ориентироваться во времени суток: день – ночь, утро – вечер. *владеть навыками коммуникативного отношения со сверстниками во время занятий; *правильно организовать рабочее место.
|