Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Образовательная программа по математике и основам геометрии для дошкольников «Считалочка»
Математика детям
Автор: Гришкова Вера Васильевна   
17.01.2014 08:12

Образовательная программа по математике и основам геометрии для дошкольников «Считалочка»МБОУ ДОД ДДТ им. А. Торцева Школа раннего развития детей «Лучик»
Автор: Гришкова Вера Васильевна,
заведующая отделом социально-педагогической направленности, высшей квалификационной категории г. Мурманск, 2012год
Пояснительная  записка.                   
Образовательная программа дополнительного образования дошкольников  «Считалочка» разработана на основе методических разработок, рекомендаций, пособий, развивающих и интеллектуальных игр следующих авторов: Л.Г.Петерсон, Н.П. Холина «Раз -  ступенька, два – ступенька», Я.Ф.Чекмарёв «Учимся считать», Г. Юдин «Заниматика», Н.В. Григорян «Математика, школьная программа вместе с родителями», серия «Школа для дошколят», Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка», А.З. Зак «Путешествие в сообразилию», Р.М. Хамидулина «Математика», Л.Н. Коротовских «Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста», М.В. Корепанова, С.А. Козлова «Моя математика», Б.П. Никитин  «Ступеньки творчества или развивающие игры»  и другие.  При составлении  программы учитывались интересы детей данного возраста, основные положения программ ФГОС начальной школы, социальный запрос, пожелание родителей. 

Скачать полный конспект

Форма реализации  программы – детские объединения школы раннего развития детей.
Программа носит вариативный характер.
Процесс обучения детей ориентирует на мотивацию к познанию и творчеству, к развитию воображения, внимания, памяти, расширяет кругозор и способствует самореализации ребенка в системе дополнительного образования детей, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу обучающихся.
Данная  программа  может быть успешно реализована при наличии необходимой  материально-технической базы, заинтересованного отношения к данной образовательной деятельности  как самого педагога, так и детей.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

Актуальность программы состоит в том, что дошкольное воспитание и образование детей является важным звеном общей системы образования.  Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет ребятам удовольствие получить результат тех или иных математических действий, у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что наиболее благоприятным периодом для начала приобщения детей к обучению является дошкольный  возраст. Учебные умения и навыки детей развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким – либо видам мыслительной деятельности.
У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, усердие, сосредоточенность, самостоятельность, аккуратность, то есть происходит нравственное развитие.
Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения. Многократность отработки навыков и умений, повтор действий повышают качество усвоения образовательной программы.                               Дошкольники радуются и с большим желанием начинают заниматься, когда видят, как возрастают их силы и возможности. Какой восторг и чувство собственного достоинства испытывает ребенок, участвуя в математической олимпиаде для выпускников школы, как переживает чувство своей значимости, становясь не только участником, но и победителем. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения. Задача педагога – в доступной форме дать начальные знания основ математической науки, раскрыть интеллектуальные возможности ребенка.
Воспитательный эффект занятий во многом зависит от того, как отобран и организован учебный материал.
Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей  дошкольного возраста, так как учтены психологические особенности дошкольника, уровень умений и навыков обучающихся,  а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.

Новизна программы заключается в организации процесса освоения  образовательного материала:
ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание дошкольников опосредованно акцентируется на важных моментах, не снижая интереса к самому виду деятельности;
в конце каждой изученной темы проводится итоговая ролевая или деловая игра. Игровые упражнения помогают ребенку адаптироваться в учебном процессе. Обучающие игры – это вид деятельности, занимаясь которым дети учатся, это средство расширения, углубления и закрепления знаний.
Таким образом, обучающиеся включаются в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является вариативность внедрения в систему образования:                                         *как комплексная (входит в общий комплекс обучения, как неотъемлемая часть образовательной системы школы раннего развития детей),                                                *как интегрированная программа (взаимосвязана с другими учебными предметами: художественный труд, изо,  развитие речи, английский язык  и другие),                                                                                                                                               *как отдельная программа обучения дошкольников элементарным математическим представлениям, которые являются базой обучения другим предметам.                                                                                                                      А также имеет тесную взаимосвязь с техническим, экономическим, экологическим и другими направлениями воспитательного процесса.

Цель и задачи программы

Цель программы:  формирование  устойчивого интереса детей к  познавательной мыслительной  деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.

Задачи:
1. содействовать развитию наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка);
2. развивать внимание, память, расширять сенсорный опыт;
3. пробуждать интерес и любознательность к познанию, вводить                   в активную речь элементарные математические термины;
4. способствовать формированию умения  самостоятельно решать простейшие задачи в процессе  обучения (выбор  способа решения, планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания в решении других задач);
5. воспитывать трудолюбие, терпение, доброжелательные отношения со сверстниками во время  занятий.


Принципы  построения  программы
Программа построена на основе следующих принципов:
* Дифференцированного подхода.
Ведется совместная деятельность педагога и ребенка, основанная на началах сотрудничества.
Учитывается индивидуальность каждого ребенка.
Системность подхода к решению теоретических и практических вопросов различных составляющих дифференцированного обучения.
Обучение ведется последовательно «от простого к сложному»
*Учета возрастных особенностей.
Подбираются формы, методы, приемы соответственно возраста  детей.
*Наглядности.
При обучении используется красочный демонстрационный и раздаточный материал.
*.Доступности и креативности
Каждый ребенок подводится к самоанализу и самооценке.
Дети выполняют работы по принципу «делай как я», «посмотри на образец и  сделай  лучше и интереснее»,    «посмотри на чертеж и  сделай  самостоятельно». При  этом участие  педагога  обязательно.                          *Единства развивающей и диагностирующей функций
Применяемые методы обучения соответствуют его содержанию.
Переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и последующим осуществляется с обязательной фиксацией  фактов усвоения: тесты, диагностика, контрольные занятия, проводятся занятия обобщения  и закрепления,  олимпиады, оформляется портфолио каждого ребенка. Применяются в практической работе аналогии, сравнения, сопоставления, позволяющие проанализировать степень овладения детьми содержания образовательной программы, оценить их  интеллектуальное творчество.
*Связь теории с практикой.
Каждый блок программы заканчивается повторением и обобщением пройденного материала, где дошкольники на практике могут показать свои знания. 
*Принцип воспитания в процессе деятельности.
Поощрение активности детей, чередование их деятельности с отдыхом, требовательное отношение к недостаткам деятельности.

На основе принципов построения программы определяются приемы и  методы обучения и воспитания.

Методы
*Словесный  (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог).
*Наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование).
*Исследования (знакомство с библиотечным фондом и электронными носителями).
*Практическая работа (упражнения, зарисовки, схемы, чертежи).
*Наглядный (образцы, таблицы, схемы, раздаточный материал)
*Обучения успехом (поощрения, открытые занятия для родителей).
*Игровой (путешествия, конкурсы, соревнования, праздники, ролевые и деловые игры и др.).
*Убеждения (пример, самоанализ, анализ практической деятельности).

Сроки реализации, объём программы
Программа предназначена для детей  дошкольного возраста от 4 до 7 лет, рассчитана на три года обучения, 36 часов в год.

Формы  и режим  занятий:
игра, конкурс, викторина, объяснение, практическое занятие, соревнование, диалог.  

Занятия  проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня  в хорошо оборудованном помещении при наличии необходимого  материала. Работа ведется как со всей группой, так и по парам и звеньям, а также индивидуально с каждым ребенком.  Расписание  занятий составляется с учетом климатических условий Крайнего Севера, режима  работы общеобразовательного учреждения. Наполняемость группы  от 10 до 15 человек.
При зачислении в детское объединение каждый родитель должен представить справку от врача о состоянии здоровья ребенка                                  с заключением о возможности заниматься в детском объединении.

Методическое обеспечение
* наглядный  материал (таблицы, пособия, образцы),
* раздаточный материал, который постоянно пополняется и совершенствуется,
* сценарии, разработки, конспекты.

Материально – техническое обеспечение
- дидактический материал, школьная доска, тетради, карандаши, ластик,
аудио и видеоаппаратура, ПК.

Способы определения и фиксации результатов
В процессе реализации программы проводится тестирование детей, опрос родителей, составляется индивидуальная диагностическая карта обучающегося и портфолио выпускников.
А также педагог отслеживает результаты детей  с помощью ролевых игр, творческих заданий, открытых занятий, ситуационных игр. Используются тесты:
*А. Зака (игры «Просвет», «Разное – одинаковое», тренировочные задачи)
*упражнения С. Коваль на развитие памяти
*рисуночные тесты С. Степанова
*диагностические таблицы А. Марковой по выявлению способностей дошкольника к учению и его мотивации.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Считалочка»
Подведение итогов реализации программы проводится в виде  открытых занятий для родителей, тестовых заданий,  анкетирования родителей,  олимпиад для выпускников, ролевых и деловых игр обобщающего характера, заключительного праздника.

Первый год обучения.
Ожидаемые результаты
По программе к концу  первого года обучения,  дети должны
знать:
*названия и последовательность чисел от 0 до 5;
* знать геометрические фигуры (круг, квадрат,  прямоугольник, треугольник);
*  части суток: день, ночь, утро, вечер;
* понятия: вчера сегодня, завтра;
Уметь:
*читать, записывать числа в пределах 5 и сравнивать их;
* получать число путем прибавления единицы к предыдущему числу и путем вычитания из последующего;
*составлять и решать  простые задачи на сложение и вычитание;
*сравнивать предметы по величине, пользуясь понятиями: шире - уже, длиннее - короче, выше - ниже и т. д.;
*сравнивать количества: столько же – не столько же, группы предметов: один – много и уравнивать их двумя способами;
*моделировать  реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур по образцу;
*ориентироваться в пространстве «от себя»: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу;
*ориентироваться во времени суток: день – ночь, утро – вечер.
*владеть навыками коммуникативного отношения со сверстниками во время занятий;
*правильно организовать рабочее место.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год