Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект "Интеллектуальные игры — как средство познания мира математики"
Математика детям
Автор: Белоусова Лариса   
28.03.2015 11:29

Проект Интеллектуальные игры — как средство познания мира математикиПроект "Интеллектуальные игры — как средство познания мира математики"

Учитель-дефектолог: Белоусова Л.В.

Тип проекта:

  • По методу – информационно-исследовательский;
  • По содержанию – ребенок и математические отношения;
  • Ребенок – субъект проектирования;
  • Внутри группы (участвуют все дети группы)
  • Долгосрочный (1 год).

Актуальность проблемы: В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.

 

Скачать конспект

Между тем, многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами.

В работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Н.А. Мечинской, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М. Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития, указывается на неправомерность противопоставления развития психологических структур и обучения.

При всей разнородности мнений о сути и содержании понятия «математические способности» исследователи отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка; как гибкость мышления, т.е. не шаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.

Исследователи выделяют так же такую характеристику, как глубина мышления. (Колягин Ю.М. «Учись решать задачи» М., 1979)

Многие исследователи отмечают и целенаправленность мышления, т.е. способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская детали.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям.

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью структурного развития математического мышления и отсутствием эффектного средства, позволяющего осуществить это на практике.

Ключом развития математических способностей являются интеллектуальные игры, опирающиеся на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.

Объект исследования – образовательный процесс ДОУ.

Предмет исследования – развитие математических способностей дошкольников.

Цель: способствовать развитию у детей:

  • высокой познавательной мотивации;
  • свободной, самостоятельной, активной, проявляющей инициативы в деятельности и в общении;
  • чувство собственного достоинства и способность уважать других;
  • подготовленности к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» школе;
  • обеспечить детям высокий уровень подготовки к последующему усвоению систематического курса математики;
  • поддержать систему непрерывного образования.

Задачи:

  • формировать мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
  • увеличение объема внимания и памяти;
  • формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);
  • развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:

  • у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
  • воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;
  • самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
  • стремятся к достижению поставленной цели;
  • умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Рабочая гипотеза — предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.

Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями.

Формы реализации:

  • обучение в повседневных бытовых ситуациях;
  • демонстративные опыты;
  • сенсорные праздники (младший возраст);
  • театрализация с математическим содержанием;
  • коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
  • фронтальное занятие с четкими правилами, обязательное для всех;
  • свободные беседы об истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно — прикладного искусства, дизайна;
  • самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
  • индивидуально-творческая деятельность,
  • творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 детей),
  • учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия),
  • игровой тренинг.

Методы и приемы

  • практические (игровые);
  • экспериментирование;
  • моделирование;
  • воссоздание;
  • преобразование;
  • конструирование.
  • игра – драматизация

Дидактические средства:

  • наглядный материал (книги, компьютер):
  • блоки Дьенеша,
  • палочки Кюизенера,
  • модели,
  • дидактические игры

Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом:

1. Математические игр — развлечения:

  • игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.),
  • игры головоломки,
  • задачи-шутки,
  • кроссворды,
  • Ребусы

2. Дидактические игры:

  • сенсорные,
  • моделирующего характера,
  • развивающие игры — это игры, способствующие решению умственных способностей.

3. Развивающие игры — это игры, способствующие решению умственных способностей.

Основные средства:

  • информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;
  • участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (математические праздники, конкурсы, КВН);
  • создание обогащенной развивающей среды в группе;
  • проведение бесед
  • создание игровых ситуаций;
  • проведение интеллектуальных игр;
  • проведение праздников, развлечений, конкурсов, КВН.

Условия инновационной работы:

  • создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,
  • новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
  • большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка.
  • необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.
  • при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
  • обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.

Методической основой разработки проекта явились:

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Гербовой В.В.
  2. А.З. Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет»
  3. Н.П. Холина «Раз- ступенька, два — ступенька».
  4. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. «Игралочка»
  5. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении

Этапы реализации проекта:

I этап. Организационный.

  • Составление проекта поэтапного плана работы;
  • Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
  • Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса математической направленности.

II этап. Планирование реализации проекта.

  • Определение задач образовательной работы;
  • Планирование деятельности;
  • Разработка конспектов игр — занятий, КВН

III этап. Реализация проекта

Задачи:

  1. Определить новые направления в работе с родителями.
  2. Составить новые формы работы с детьми.
  3. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.
  4. Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач;
  5. Развитие пространственного и логического мышления;
  6. Формирование общих приемов и подходов к решению арифметических, логических задач;

Работа проводилась по блокам:

I блок: работа с детьми

II блок: работа с родителями

III блок: работа с педагогами

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год