Проект "Интеллектуальные игры — как средство познания мира математики" |
Математика детям | |||
Автор: Белоусова Лариса | |||
28.03.2015 11:29 | |||
Проект "Интеллектуальные игры — как средство познания мира математики" Учитель-дефектолог: Белоусова Л.В. Тип проекта:
Актуальность проблемы: В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.
Между тем, многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами. В работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Н.А. Мечинской, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М. Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития, указывается на неправомерность противопоставления развития психологических структур и обучения. При всей разнородности мнений о сути и содержании понятия «математические способности» исследователи отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка; как гибкость мышления, т.е. не шаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях. Исследователи выделяют так же такую характеристику, как глубина мышления. (Колягин Ю.М. «Учись решать задачи» М., 1979) Многие исследователи отмечают и целенаправленность мышления, т.е. способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская детали. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям. Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью структурного развития математического мышления и отсутствием эффектного средства, позволяющего осуществить это на практике. Ключом развития математических способностей являются интеллектуальные игры, опирающиеся на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений. Объект исследования – образовательный процесс ДОУ. Предмет исследования – развитие математических способностей дошкольников. Цель: способствовать развитию у детей:
Задачи:
Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:
Рабочая гипотеза — предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей. Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями. Формы реализации:
Методы и приемы
Дидактические средства:
Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом: 1. Математические игр — развлечения:
2. Дидактические игры:
3. Развивающие игры — это игры, способствующие решению умственных способностей. Основные средства:
Условия инновационной работы:
Методической основой разработки проекта явились:
Этапы реализации проекта: I этап. Организационный.
II этап. Планирование реализации проекта.
III этап. Реализация проекта Задачи:
Работа проводилась по блокам: I блок: работа с детьми II блок: работа с родителями III блок: работа с педагогами
|