Из опыта работы воспитателя МБДОУ «Детского сада № 98» Кияшко Елены Станиславовны, Сыктывкар, 2008
Опытно-экспериментальная работа
С 2006г. МБДОУ «Детский сад №98 компенсирующего вида» является опорно – методической площадкой ГАОУ ДПО с РК «Институт развития образования». С этой целью на базе детского сада организована деятельность научно - методического совета и творческих групп педагогов-экспериментаторов: коррекционно- оздоровительной, логопедической, тифлопедагогической. Одним из направлений работы творческой тифлопедагогической группы педагогов – экспериментаторов является формирование у детей дошкольного возраста пространственных представлений как основы мыслительной деятельности.
Многолетняя практика работы показала, что для многих моих воспитанников часто встречаются затруднения ориентировочно-поисковой деятельности, наблюдается слабое развитие пространственных представлений, недостаточно развиты возможности практической микро- и макроориентировок, наблюдаются ошибки выделения детьми пространственного расположения предметов и словесных обозначений пространственных отношений. Поэтому проблема развития пространственной ориентировки для нас стала первостепенной и актуальной И хотя данная проблема нашла широкое отражение во многих трудах Ф.Н. Шемякина, М.И. Земцова, Л.И.Солнцевой, Ю.А. Кулагина, Л.А. Семенова, Т.А. Мусейибова, Э.Я. Степаненкова, но в работах недостаточно отражена система использования занимательного математического материала в полноценном формировании ориентации в пространстве. Занимательные математические игры являются уникальным коррекционным средством развития пространственной ориентировки в дошкольном возрасте. Увлекательный характер игр позволяет повышать интерес, развивают пространственный синтез, позволяют овладевать поэтапной схемой при анализе образца, формируются пространственные представления о форме и величине предметов, об их пространственных отношениях, практические двигательно-пространственные возможности детей, что является одним из самых актуальных практических вопросов работы с нашими воспитанниками. Поэтому целью нашего исследования является систематизация занимательных математических игр и упражнений. Для доказательства мы сформулировали гипотезу - формирование пространственной ориентировки у детей подготовительной группы будет осуществляться более эффективно, если: а) в процессе работы использовать занимательный математический материал; б) работа будет осуществляться как поэтапный, системно-организованный процесс. Для реализации выдвинутой гипотезы мы поставили следующие задачи: 1) изучить теоретические основы проблемы формирования пространственной ориентировки у детей подготовительной группы; 2) выявить уровень сформированности пространственной ориентировки у детей подготовительной группы; 3) подобрать занимательный математический материал и разработать поэтапную систему работы по формированию пространственной ориентировки у детей подготовительной группы; 4) формирование пространственной ориентировки у детей подготовительной группы с их использованием. 5).выявить эффективность проделанной работы.
|