ИГРЫ А. А. СТОЛЯРА В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ |
Математика детям | |||
Автор: Ефимова Мария Анатольевна | |||
14.11.2023 14:21 | |||
ИГРЫ А. А. СТОЛЯРА В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ Ефимова Мария Анатольевна Воспитатель Аннотация: в статье раскрыта сущность понятия «математическая готовность к школе», его структура, рассмотрены дидактические игры А. А. Столяра, выявлены их возможности в формировании мотивационного, содержательного и процессуального компонентов математической готовности к школе у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: старший дошкольный возраст, мотивационный, содержательный, процессуальный компоненты математической готовности к школе. В XXI веке математика приобретает все большую значимость в связи с развитием техники, инженерии и вхождением в жизнь человека компьютера и электроники. Математика является довольно сложной наукой, вызывающей у детей затруднения. На занятиях по математике необходимо не только усваивать информацию, но и преобразовывать ее на основе математических законов. От уровня математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность изучения математики в школе.
В настоящее время существует множество методических подходов в математическом развитии дошкольников. Так, А. В. Белошистая, рассматривая математическое содержание и педагогические технологии математического развития дошкольников, предлагает использовать в первую очередь геометрический материал как более наглядный по сравнению с абстрактным арифметическим [1]. В работах З. А. Михайловой раскрывается система работы по развитию у детей математических способностей с помощью занимательного математического материала[2]. А. А. Столяр разработал серии обучающих игр, направленных на математическое развитие дошкольников [4]. Вопросами подготовки детей к изучению математики в школе, занимались Л. Г. Петерсон, Н. Б Истомина и другие ученые. Мы проанализировали несколько трактовок понятия «математическая готовность к обучению в школе», на основе которых можем определить данное понятие как степень освоения программного материала математического содержания, включающего основные математические понятия и эталоны, и уровень развития умений выявлять, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности и т.д. [3]. Математическая готовность к школе является показателем того, что ребенок может выполнять арифметические действия с числами, владеет знаковыми системами, освоил основы моделирования, способен самостоятельно решать творческие задачи и оценивать результат. В содержание математического развития включено формирование представлений и понятий; зависимостей и отношений; математических действий. В соответствии со степенью освоения математического содержания и сформированностью мотивационного и процессуального компонентов определяют уровни математической готовности ребенка к школе. Для обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования педагогу в детском саду необходимо выбирать методы и средства математического развития, способствующие обеспечению готовности детей к изучению математики в школе. К таким средствам относят систему обучающих игр А. А. Столяра, состоящую из отдельных серий. В каждой серии объединены игры, способствующие формированию различных структур мышления, либо подготавливающие к усвоению одного из блоков математических знаний. Последовательность игр в каждой из серий такова, что постепенно происходит усложнение задач, решаемых в играх. Обучающие игры характеризуются особенностью, отличающей их от традиционных дидактических игр. Эта особенность заключается в большой вариативности условий, возможности варьировать правила и в разнообразии задач, которые могут решаться при проведении игр. Эта особенность позволяет многократно повторять обучающие игры одной и той же серии, включая в них определенные элементы новых знаний, новую информацию, изменяя материал, на котором проводятся игры [4]. Игры А. А. Столяра – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. Обучающие игры А. А. Столяра не только способствуют формированию элементарных математических представлений, но и подготавливают мышление детей к тому, что им придется усвоить при изучении математики, информатики и других школьных предметов. В ходе любой игры А. А. Столяра для достижения игровой цели ребенку необходимо придерживаться правил и определенного алгоритма выполнения игровых действий. Ребенок учится выполнять алгоритм, иначе говоря, осуществляет учебную деятельность. Тот факт, что процесс происходит в игровой форме, обеспечивает положительное отношение ребенка к выполняемым действиям. У ребенка формируется положительный опыт совершения учебных действий, упражнений, на основе которого формируется положительное отношение к учебной деятельности в целом. С помощью игр А. А. Столяра развивается интерес ребенка к математической стороне действительности. Каждая серия игр направлена на освоение определенной стороны математической действительности: группировка предметов по определенному признаку, счет предметов, сравнение количества, определение формы, размера, группировка по нескольким признакам, разбиение на классы и т.д. В процессе игр ребенок знакомится с математическими понятиями и фактами, получает определенные начальные знания об объектах. Игры в каждой серии проводятся по принципу от простого к сложному, задания постепенно усложняются, требуют поэтапного решения. Это возможно, поскольку ребенок успевает овладеть знанием или умением, затем закрепить его в другой деятельности и затем начинать ту же игру, только с другой, более сложной задачей и немного изменившимися условиями. Таким образом, ребенок будет успешен при выполнении игровых задач на основе того, что уже когда-то узнал. Проблемные вопросы, которые ставятся в играх, будут поддерживать интерес ребенка к дальнейшему познанию и формирование желания дальше играть, узнавая новые математические факты. В играх А. А. Столяра дети осваивают математические понятия в соответствии с образовательной программой (цвет, форма, величина, множество, число и др.), а также знакомятся с элементами математической логики, но без терминологии и символики ( «не какой-либо (не красный, не большой)», «только какой-либо (только красный, только круглый)», «или», «и» и т.п.). все это значительно расширяет объем математических знаний ребенка. Помимо этого, улучшается качество этих знаний за счет того, что моделируются математические отношения и закономерности. Ребенок не только знает названия и отличает, например, формы, но и умеет оперировать этими понятиями: может найти нужную форму, может сопоставить ее с необходимым множеством и отнести предмет к этому множеству, либо исключить его. Такие слова как «только» или «хотя бы» формируют у ребенка понимание того, что существует вариативность выполнения задания, что предмет может восприниматься по-разному относительно других предметов. Выполняя разнообразные игровые задания, дети постепенно усваивают математическую терминологию, которая вводится в играх. Например, задания «Высаживать цветы на клумбу можно только по очереди» (по очереди), «Представьте себе, что в каждой из восьми образовавшихся областей сделаны маленькие клумбы, которые вместе образуют большую клумбу» (области, восемь, вместе), «В некотором царстве, в далеком государстве люди умели писать только квадратики и кружочки. Это были их «буквы», а длинные цепочки таких букв — «слова», которыми они выражали свои мысли. Разгневался царь, увидев, какими длинными словами пользуются люди, и приказал сокращать слова по следующим правилам...» (квадраты, круги, цепочки, сокращать). В играх ребенок может использовать различные способы сравнения: наложение, приложение, условную мерку, в зависимости от задания. Поскольку игры выполняются сериями, на одном и том же материале можно применить все три способа сравнения, что в дальнейшем формирует гибкость мышления, умение находить более рациональные способы решения задачи. Есть игры, в которых ребенок знакомится со способами деления фигур на части: пополам, на четыре части и т.д. Это помогает усвоить понятие сектора и научиться делить целое на части, выделяя одну из них. Так детей подводят к решению задач. Воспитатель учит ребенка вычленять из общего текста (из игровой ситуации) вопрос или проблему (то, что нужно сделать или узнать), условия (то, что мы не можем изменить и из чего нужно сделать выводы), действия (то, как нужно преобразовать условия, чтобы получить решение вопроса). Используя все разнообразие игр А. А. Столяра, педагог может познакомить ребенка С математическими понятиями, владение которыми необходимо к началу обучения в начальной школе. Таким образом, мы можем говорить о том, что игры А. А. Столяра являются средством формирования математической готовности детей к школе. Формированию мотивационного компонента готовности способствует игровая форма подачи материала, поскольку помогает поддерживать интерес ребенка к познанию математических фактов, выполнению математических заданий. Содержательный компонент математической готовности детей к школе формируется за счет обогащения математического содержания понятиями и операциями математической логики. Формированию процессуального компонента способствует серийный характер игр, обеспечивающий многократное, с разным уровнем сложности выполнение математических действий. Список литературы:
|