Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИГРЫ А. А. СТОЛЯРА В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
Математика детям
Автор: Ефимова Мария Анатольевна   
14.11.2023 14:21

ИГРЫ А. А. СТОЛЯРА В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕИГРЫ А. А. СТОЛЯРА В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ

Ефимова Мария Анатольевна Воспитатель

Аннотация: в статье раскрыта сущность понятия «математическая готовность к школе», его структура, рассмотрены дидактические игры А. А. Столяра, выявлены их возможности в формировании мотивационного, содержательного и процессуального компонентов математической готовности к школе у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, мотивационный, содержательный, процессуальный компоненты математической готовности к школе.

В XXI веке математика приобретает все большую значимость в связи с развитием техники, инженерии и вхождением в жизнь человека компьютера и электроники. Математика является довольно сложной наукой, вызывающей у детей затруднения. На занятиях по математике необходимо не только усваивать информацию, но и преобразовывать ее на основе математических законов. От уровня математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность изучения математики в школе.

 

В настоящее время существует множество методических подходов в математическом развитии дошкольников. Так, А. В. Белошистая, рассматривая математическое содержание и педагогические технологии математического развития дошкольников, предлагает использовать в первую очередь геометрический материал как более наглядный по сравнению с абстрактным арифметическим [1]. В работах З. А. Михайловой раскрывается система работы по развитию у детей математических способностей с помощью занимательного математического материала[2]. А. А. Столяр разработал серии обучающих игр, направленных на математическое развитие дошкольников [4].

Вопросами подготовки детей к изучению математики в школе, занимались Л. Г. Петерсон, Н. Б Истомина и другие ученые. Мы проанализировали несколько трактовок понятия «математическая готовность к обучению в школе», на основе которых можем определить данное понятие как степень освоения программного материала математического содержания, включающего основные математические понятия и эталоны, и уровень развития умений выявлять, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности и т.д. [3].

Математическая готовность к школе является показателем того, что ребенок может выполнять арифметические действия с числами, владеет знаковыми системами, освоил основы моделирования, способен самостоятельно решать творческие задачи и оценивать результат.

В содержание математического развития включено формирование представлений и понятий; зависимостей и отношений; математических действий. В соответствии со степенью освоения математического содержания и сформированностью мотивационного и процессуального компонентов определяют уровни математической готовности ребенка к школе.

Для обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования педагогу в детском саду необходимо выбирать методы и средства математического развития, способствующие обеспечению готовности детей к изучению математики в школе.

К таким средствам относят систему обучающих игр А. А. Столяра, состоящую из отдельных серий. В каждой серии объединены игры, способствующие формированию различных структур мышления, либо подготавливающие к усвоению одного из блоков математических знаний. Последовательность игр в каждой из серий такова, что постепенно происходит усложнение задач, решаемых в играх. Обучающие игры характеризуются особенностью, отличающей их от традиционных дидактических игр. Эта особенность заключается в большой вариативности условий, возможности варьировать правила и в разнообразии задач, которые могут решаться при проведении игр. Эта особенность позволяет многократно повторять обучающие игры одной и той же серии, включая в них определенные элементы новых знаний, новую информацию, изменяя материал, на котором проводятся игры [4].

Игры А. А. Столяра – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. Обучающие игры А. А. Столяра не только способствуют формированию элементарных математических представлений, но и подготавливают мышление детей к тому, что им придется усвоить при изучении математики, информатики и других школьных предметов.

В ходе любой игры А. А. Столяра для достижения игровой цели ребенку необходимо придерживаться правил и определенного алгоритма выполнения игровых действий. Ребенок учится выполнять алгоритм, иначе говоря, осуществляет учебную деятельность. Тот факт, что процесс происходит в игровой форме, обеспечивает положительное отношение ребенка к выполняемым действиям. У ребенка формируется положительный опыт совершения учебных действий, упражнений, на основе которого формируется положительное отношение к учебной деятельности в целом.

С помощью игр А. А. Столяра развивается интерес ребенка к математической стороне действительности. Каждая серия игр направлена на освоение определенной стороны математической действительности: группировка предметов по определенному признаку, счет предметов, сравнение количества, определение формы, размера, группировка по нескольким признакам, разбиение на классы и т.д. В процессе игр ребенок знакомится с математическими понятиями и фактами, получает определенные начальные знания об объектах. Игры в каждой серии проводятся по принципу от простого к сложному, задания постепенно усложняются, требуют поэтапного решения. Это возможно, поскольку ребенок успевает овладеть знанием или умением, затем закрепить его в другой деятельности и затем начинать ту же игру, только с другой, более сложной задачей и немного изменившимися условиями.

Таким образом, ребенок будет успешен при выполнении игровых задач на основе того, что уже когда-то узнал. Проблемные вопросы, которые ставятся в играх, будут поддерживать интерес ребенка к дальнейшему познанию и формирование желания дальше играть, узнавая новые математические факты.

В играх А. А. Столяра дети осваивают математические понятия в соответствии с образовательной программой (цвет, форма, величина, множество, число и др.), а также знакомятся с элементами математической логики, но без терминологии и символики ( «не какой-либо (не красный, не большой)», «только какой-либо (только красный, только круглый)», «или», «и» и т.п.). все это значительно расширяет объем математических знаний ребенка.

Помимо этого, улучшается качество этих знаний за счет того, что моделируются математические отношения и закономерности. Ребенок не только знает названия и отличает, например, формы, но и умеет оперировать этими понятиями: может найти нужную форму, может сопоставить ее с необходимым множеством и отнести предмет к этому множеству, либо исключить его. Такие слова как «только» или «хотя бы» формируют у ребенка понимание того, что существует вариативность выполнения задания, что предмет может восприниматься по-разному относительно других предметов.

Выполняя разнообразные игровые задания, дети постепенно усваивают математическую терминологию, которая вводится в играх. Например, задания «Высаживать цветы на клумбу можно только по очереди» (по очереди), «Представьте себе, что в каждой из восьми образовавшихся областей сделаны маленькие клумбы, которые вместе образуют большую клумбу» (области, восемь, вместе), «В некотором царстве, в далеком государстве люди умели писать только квадратики и кружочки. Это были их «буквы», а длинные цепочки таких букв — «слова», которыми они выражали свои мысли. Разгневался царь, увидев, какими длинными словами пользуются люди, и приказал сокращать слова по следующим правилам...» (квадраты, круги, цепочки, сокращать).

В играх ребенок может использовать различные способы сравнения: наложение, приложение, условную мерку, в зависимости от задания. Поскольку игры выполняются сериями, на одном и том же материале можно применить все три способа сравнения, что в дальнейшем формирует гибкость мышления, умение находить более рациональные способы решения задачи.

Есть игры, в которых ребенок знакомится со способами деления фигур на части: пополам, на четыре части и т.д. Это помогает усвоить понятие сектора и научиться делить целое на части, выделяя одну из них. Так детей подводят к решению задач. Воспитатель учит ребенка вычленять из общего текста (из игровой ситуации) вопрос или проблему (то, что нужно сделать или узнать), условия (то, что мы не можем изменить и из чего нужно сделать выводы), действия (то, как нужно преобразовать условия, чтобы получить решение вопроса). Используя все разнообразие игр А. А. Столяра, педагог может познакомить ребенка С математическими понятиями, владение которыми необходимо к началу обучения в начальной школе.

Таким образом, мы можем говорить о том, что игры А. А. Столяра являются средством формирования математической готовности детей к школе. Формированию мотивационного компонента готовности способствует игровая форма подачи материала, поскольку помогает поддерживать интерес ребенка к познанию математических фактов, выполнению математических заданий. Содержательный компонент математической готовности детей к школе формируется за счет обогащения математического содержания понятиями и операциями математической логики. Формированию процессуального компонента способствует серийный характер игр, обеспечивающий многократное, с разным уровнем сложности выполнение математических действий.

Список литературы:

  1. Белошистая А. В. Предшкольная математическая подготовка: цели, психологический смысл и задачи [Текст] / А.В. Белошистая // Психология обучения. – 2010. – № 2. – С. 23–31.
  2. Михайлова З. Д. Логико-математическое развитие дошкольников / З. Д. Михайлова [Текст] / З.Д. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
  3. Петерсон Л. Г. Программа по математике дошкольной подготовки детей 3–6 лет «Ступеньки» [Текст] / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2017. – 47 с.
  4. Столяр А. А. «Давайте поиграем» [Электронный ресурс] / А.А. Столяр. URL: https: //sovietime. ru/matematika/davajte-poigraem-1991 (дата обращения 08. 11. 2022)
  5. Фрейлах Н. И. Методика математического развития (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах) [Текст] / Н.И. Фрейлах. – М.: Форум, 2015. – 240 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) [Текст] / – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год