Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 6 Колпинского района Санкт-Петербурга. Составитель: Андриянова Ольга Владимировна, воспитатель старшей группы детей с ЗПР. Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету и развивать пространственную ориентацию. Мы покажем некоторые игры с песком, которые использовали в работе с детьми нашей группы для формирования элементарных математических представлений.
Презантация - Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада
1. Слайд. При знакомстве с числами и цифрами: считали предметы и игрушки, находили нужное количество предметов в песке, выкладывали в песок столько игрушек, сколько слышали звуков; рисовали пальчиком на песке цифры и выкладывали по контуру мелким природным материалом; выполняли задание по образцу из бросового материала, где для повторения рисунка, необходимо было посчитать количество предметов и определить их цвет. 2. Слайд. В игре «Найди цифру» ребёнок ищет и откапывает в песке цифру, называет её, проверяет, нет ли зеркального отображения, и определяет чётное или не чётное это число. Для этого рядом с цифрой ребёнок кладёт нужное количество предметов и делит их по двум сторонам. 3. Слайд. Для развития пространственной ориентации использовали игры: «Иди по дорожке», где для того, чтобы дойти до игрушки или откопать в песке сюрприз, надо слушать указания товарища – 5 шагов вверх, 2 шага вправо, 4 шага вверх и т. д. Или взрослый предлагает выбрать ребёнку понравившуюся игрушку и рассказать, какой дорожкой он пойдёт (сколько шагов и в каком направлении он будет делать). «Положи, куда скажу» - 3 крышки слева, вверху на одну крышку больше, чем слева и т.д. Игра проводится с любым бросовым или природным материалом. «Кто в домике живёт?» - игрушка поселится в квартире, когда ребёнок скажет её адрес – 2 этаж, 3 квартира или 4 этаж, 4 квартира. Дети могут сами друг другу загадать, где кто живёт. 4. Слайд. «Попробуй, угадай» - ребёнок слушает загадку: твоя пуговка не в красном квадрате, не в зелёном, а в третьем; или игрушка в том квадрате, который между зелёным и красным,.. Найди, что я спрятала в верхнем левом углу; расскажи, куда ты хочешь положить свою пуговку? «Выложи узор» - узор выкладывается в любой геометрической фигуре. При этом повторяем - где у фигуры углы и сколько их, где стороны и сколько их, где середина. Для того, чтобы узор получился красивым, нужно считать и выкладывать одинаковое количество предметов, например по сторонам, одинаковые предметы по величине по углам, компоновать по цвету. «Пройди по дорожке» - дети друг другу указывают направление движения – 2 палочки вверх, 4 налево – здесь живёт котик; 4 вверх, 4 налево, 1 вверх, 5 вправо – здесь живёт волк и т.д., но начинать движение всегда нужно с отмеченного места (начала пути) – от камушка. 5. Слайд. «Вертикаль – горизонталь» Для того чтобы увидеть горизонтальную линию – сдвигаем песок на нижнюю или верхнюю часть песочницы. Если песок наверху – это земля и там живут сухопутные животные, растут деревья (все эти игрушки ставим в песок), а на нижней части песочницы получилось море, где живут водоплавующие животные, на дне могут лежать камешки, ракушки и немного песка. Если песок на нижней части песочницы – это тоже земля, но верхняя часть – это небо и туда ставим игрушки, которые могут летать (птицы, самолёты и т.д.) В процессе игры закрепляем знания детей о месте обитания животных – лес, пустыня, джунгли; повторяем названия животных; считаем, сравниваем количество игрушек. Для того, чтобы увидеть вертикальную линию – кладём на песок две ладошки. У двух ладошек будет 2 одинаковых домика и, чтобы они не сорились, разделим песочницу пополам. Левая ладошка выбирает игрушки для своего домика, а правая – для своего. В другой раз, поставим ёлочки к верхнему бортику песочницы, а куколку - к нижнему, и попросим ребёнка построить дорожку в лес так, чтобы получилась вертикальная линия. Диагональ можно построить из разного материала – из одного уголка песочницы в другой. Можно дать задание ребёнку выложить дорожку из 7 красных пуговиц, 4 синих, 5 больших, 8 круглых и т.д. так закрепим название цвета, формы и величины предметов. В процессе такой игры развиваем речь, закрепляем знания об окружающем мире, развиваем внимание и мышление. 6. Слайд. В результате работы в песке, у детей повышается концентрация внимания, мотивация к математической деятельности, развивается речь, логическое мышление, снимается стресс, снижается уровень нервно-психического напряжения и улучшается эмоциональное состояние. Работа по формированию элементарных математических представлений проходит успешно, когда с детьми работают не только учитель – дефектолог и воспитатели, но и родители. С этой целью мы провели родительское собрание, где рассказали о своей работе, показали игры, в которые родители могут играть самостоятельно с детьми. В уголок для родителей внесли папку – передвижку с информационным материалом по данной теме. Провели совместные игры детей с родителями в песке. Во время таких игр, дети брали на себя ведущую роль, выбирали игры и обучали игре взрослых, что способствовало формированию доверительных отношений между ними, возникновению совместных положительных эмоций. Всё это ведёт к лучшему усвоению математического материала.
|