Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ «Занимательная математика»
Математика детям
Автор: Бежецкая Алёна Александровна   
06.12.2024 09:16

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ «Занимательная математика»МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ «Занимательная математика»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8»

Автор: воспитатель Бежецкая А.А. высшая квалификационная категория г. Иваново, 2024

Пояснительная записка:

По словам В.А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 

скачать конспект

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель — в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель — развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны — отсутствие цели в игре, а с другой — игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх.

Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Методическое пособие могут использовать педагоги на занятиях с детьми дошкольного возраста (4-7 лет) по формированию элементарных математических представлении.

Играя и выполняя упражнения, дети постепенно:

  • овладевают умением выделять образы цифр
  • закрепляют навыки последовательного счета
  • учатся соотносить количество пальцев или предметов с определенной цифрой
  • развивают зрительную память и ручную моторику, внимание и мышление
  • овладевают различными речевыми умениями и навыками.

Пособие рассчитано на совместную работу взрослого и ребенка. Участие и помощь взрослого должны быть искренними, направленными на получение общего результата.

Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Каждая из игр по формированию элементарных математических представлений решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня.

Дидактические игры в структуре занятия по ФЭМП определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.

Актуальность

Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.

Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны к развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста.

Цель пособия: подбор и систематизация игровых упражнений и заданий, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (4-7 лет).

Задачи:

  • развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях)
  • овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления
  • развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач
  • воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Данный сборник подразумевает постоянное развитие и пополнение различными вариантами игр и заданий на формирование элементарных математических представлений у дошкольников.

Игра «Числа – соседи»

Игра представляет собой тематически оформленную коробку, которая наполнена карточками с заданиями. В состав игры входит 10 карточек с заданиями. На карточках изображены курицы, каждой из них присвоен номер от 1 до 10. Справа и слева – контур яйца, с липучкой. В дополнительной коробочке собраны яйца на липучках, на каждом из них изображена цифра.

Цель: формирование представления об отношениях чисел, рядом стоящих в числовом ряду.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с «соседями» числа в числовом ряду.
  • Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
  • Развивать внимание, зрительную память, логическое мышление, речь.
  • Формировать умение узнавать и называть числа. Правильно заполнять пропуски в числовом ряду.
  • Учить восстанавливать ряд чисел в прямом и обратном порядке.
  • Воспитывать коммуникативные качества, умение играть в паре.

Описание:

  1. Разложите карточки с заданиями на столе.
  2. Разложите вырезанные яйца с числами в произвольном порядке рядом с заданиями.
  3. Попросите детей подобрать правильное яйца к каждой карточке с заданием, которое должно стоять перед курицей и после нее.

Воспитатель может придумать дополнительные варианты игр:

  • сосчитать яйца
  • распределить яйца в несколько кучек по заданным характеристикам, выполнить заданные действия: сравнить, сделать одинаковое количество, уменьшить, увеличить и т.д.
  • разложить яйца по порядку: убывание/возрастание.

Игра «Больше, меньше, равно»

Игра представляет собой тематически оформленную коробку, которая наполнена карточками с заданиями. В состав игры входит 24 карточки с заданиями. На карточках изображены по два пингвина, в животе у каждого рыбки, количество которых варьируется от 1 до 10. В середине квадрат с липучкой для размещения карточки с изображением знака. По периметру коробки на липучках прикреплены карточки со знаками: «больше», «меньше», «равно».

Цель: формирование представления о знаках «больше», «меньше», «равно», тренировка в правильном использовании знаков при решении поставленной задачи.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей со знаками знаках «больше», «меньше», «равно».
  • Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
  • Развивать внимание, зрительную память, логическое мышление, речь.
  • Формировать умение считать предметы, правильно называя итог.
  • Учить сравнивать количество предметов и обозначать данное сравнение знаками.
  • Воспитывать коммуникативные качества, умение играть в паре.

Описание:

Правила игры: ребенок в индивидуальном порядке подбирает знаки «больше», «меньше» или «равно», посчитав количество картинок на карточке.

Игровое действие: подбор знаков «больше», «меньше» или «равно».

Усложнение: соревнование между детьми на время.

Игра «Состав числа»

Игра представляет собой конверт, который наполнен игровыми полями. В состав игры входит 10 игровых полей с заданиями. На карточках изображены дома с окнами для маленьких карточек, на крыше каждого дома указано число от 1 до 10, состав которого нужно определить. Дополнительно идет конверт с набором маленьких карточек с числами от 1 до 10.

Цель: Совершенствование знаний о составе изученных чисел. Формирование умения представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности).

Задачи:

  • развивать представления детей о составе числа
  • закреплять умение соотносить число с цифрой
  • упражнять детей в умении раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее
  • побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших
  • развивать память, зрительное восприятие, внимание, уметь делать логические умозаключения
  • воспитывать интерес к играм математического содержания.

Описание:

Игровая ситуация 1:

Ведущий кладет перед ребенком карточки — домики с числами в пределах 10.

Цифра на крыше обозначает количество жильцов на каждом этаже.

Ребенок должен подобрать и поставить цифру на второе окошко.

Игровая ситуация 2:

Ведущий кладет перед ребенком большую карточку с домиком.

В каждом из домиков живет определенная цифра. Ребенку предлагается подумать и сказать, из каких чисел она состоит. Пусть ребенок назовет все варианты. После этого он может показать все варианты состава числа.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год