Блоки Дьенеша. Игры с блоками Дьенеша. |
Математика детям | |||
Автор: Демченко Алёна Николаевна | |||
01.12.2024 13:35 | |||
Блоки Дьенеша. Игры с блоками Дьенеша. Автор этой игры Золтан Пал Дьенеш — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Его идея заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр. Видя первый раз блоки Дьенеша, можно принять их за обычные геометрические фигурки и разные строительные части какого-то конструктора. Но на самом деле не все так просто, как кажется. Игровые элементы Дьенеша – это благодатная почва для взращивания математического и пространственного мышления у ребенка. Основой данной обучающей методики стал принцип увлекательной игры, которая позволяет малышу учиться думать без помощи и подсказок взрослых, фантазировать и воображать. Цель: Главной целью этой игры является развитие логики и математических навыков у дошкольников. Задачи:
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоставить возможность ребенку самостоятельно использовать блоки по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят. В ходе таких игр блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с детьми лучше пользоваться словом “фигура”, чем слово “блок”. Блоки могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач, так как они представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник). В зависимости от возраста дошкольников можно использовать комплект по частям. Например: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине или одинаковые по форме, цвету и размеру, но разные по толщине. Затем можно использовать полный комплект фигур. Начать с простых игр: «Засели фигуры в свой домик»; «Повтори картинку»; «Сложи по образцу»; «Продолжи ряд»; «Какой фигуры не хватает». Блоки можно использовать в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры. Включая данное пособие в содержание образовательной деятельности (конструирование, развитие математических представлений) блоки обеспечивают наглядность, системность и доступность. А также блоки позволяют сделать игры детей разнообразней и интересней. В подвижных играх как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов; как настольно-печатные: изготовить карты к играм “Засели жильцов”, “Какой фигуры не хватает”, В сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками, “Поезд” – билеты, места. Вообщем, как использовать блоки можно придумать в разных играх, на, что хватает вашей фантазии. В каждом комплекте есть книжечка, где подробно описаны правила некоторых игр. Игра: «Засели жильцов». Хочу показать вам разные варианты этой игры. Первый вариант более лёгкий, можно играть с детьми начиная с 4 лет. 1 Вариант. Два дома.
Один, четырёх квартирный дом. На первом этаже, в первой квартире живёт семья – большой, круглый, толстый, синий житель и большая худая красная жительница; На втором этаже в четвёртой квартире справа живут: маленькая толстенькая бабушка, большой квадратный жёлтый папа, маленькая красная толстенькая круглая мама и маленький рёбёнок. На первом этаже живёт Большая круглая жёлтая дама и у неё маленький треугольный пёсик. На втором этаже слева живёт большой, худенький, жёлтый житель. Вдруг в первой квартире родился маленький толстенький, круглый ребёнок. На второй этаж, в третью квартиру пришли гости: Худая, большая квадратная женщина с маленьким, худым красным, квадратным мальчиком.
|