Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста |
Математика детям | |||
Автор: Иванова Анна Вячеславовна | |||
18.10.2024 17:59 | |||
Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста «От того, как заложены элементарные математические представления, в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер В наш динамично развивающейся век, в век компьютерных технологий математика стала частью для людей всех профессий. Научно доказано, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Исходя из вышесказанного уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности уже с дошкольного возраста.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Многие полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математики по учебникам современных развивающих систем (система Л.В. Занкова, система В.В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.) эти умения не очень долго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через 2-3 месяца) и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой». Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического характера, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Перед педагогами детского сада возникает вопрос: Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка к математике? На начальном этапе обучения главной задачей педагога будет – развитие умения у каждого ребенка, мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Особое внимание нужно уделить формированию логической грамотности. На занятиях по формированию элементарных математических представлений необходимо развивать словесно-логическое мышление. Опыт показал, что познавательный интерес ребенка к математике можно «разбудить», если сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Введение нетрадиционных форм работы по формированию элементарных математических представлений в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать дошкольников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных в их образовательным уровнем, каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Так, например, во время прогулки дошкольникам будет интересно измерить расстояние между деревьями, определить форму листьев, высоту кустов и деревьев. Считалки, которые они используют для подвижных игр, тоже математика. Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников необходимо использовать следующие методы:
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта — реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры. Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В дошкольном учреждении можно использовать математические игры:
Отдельно стоит упомянуть «Логические блоки Дьенеша». С помощью различных материалов дошкольники будут кодировать и декодировать информацию о различных предметах (то есть знакомиться с языком символов). Например, «Кто быстрее», «Цепочки», «Не свойство», «Угадай-ка» и др. Словесные логические игры, используются при разминках, на занятиях, в различных режимных моментах, в индивидуальной работе. Например: Жили-были три девочки, Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Большой интерес вызывают у детей игры с палочками, когда нужно преобразовать одни фигуры в другие или находить в одной фигуре несколько. Например, убрать 4 палочки, чтобы осталось 4 квадрата. Игры на классификацию и обобщение, можно использовать в качестве «умственной гимнастики» в разные режимные моменты. В этих играх дети группируют предметы, ищут лишнее, обобщают, называя предмет, фигуры одним словом. Игры: «Чем отличаются картинки», «Какая фигура лишняя и почему?», «Продолжи ряд изображений» и др. В задачах-загадках математического содержания анализируется предмет с количественной пространственной, временной точки зрения, подмечаются простейшие математические отношения. Для решения этих задач надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Например: 1. На столе стояло 4 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (4 стакана) 2. В комнате зажгли 3 свечи. Потом одну из них погасили. Сколько свечей осталось? (Одна, так две другие сгорели). Головоломка «Танграм», учит детей анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. В основе технологии «Ментальной арифметики» лежит обучение ребёнка правильному и быстрому устному счету и смена типа нагрузок с логических на творческие. Стоит отметить, что быстрый счет «в уме» является в ментальной арифметике не самоцелью, а лишь инструментом, который позволяет ребенку задействовать свой интеллект с большей эффективностью, чем в других методах подсчета. ЛЕГО — конструирование формирует в детях активное стремление к созидательной деятельности, воображение, желание изобретать, развивает пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление и тренирует память. Все вышеуказанное составляет основу интеллектуального развития ребенка и выступает показателем готовности к школе. Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. Систематическое использование игровых ситуаций математического содержания, направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование игр и игровых приемов, аналогичного типа построенном на самом различном материале, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития. Таким образом, широкое применение нетрадиционных форм работы и разнообразного занимательного материала позволяют развивать математические способности у воспитанников в течение всего дня и делают занятия математикой увлекательными и любимыми. А введение инновационных технологий помогает воспитывать и обучать дошкольников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанныхс их образовательным уровнем, каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.
|