Опыт работы «Формирование математической грамотности у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий» |
Математика детям | |||
Автор: Столярова Екатерина Валентиновна | |||
15.10.2024 00:02 | |||
Опыт работы «Формирование математической грамотности у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий» Автор: воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 3 «Дюймовочка» Столярова Е.В. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Практика показала, что дети проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. Они начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. В связи с этим я задалась вопросом как лучше понятно и в доступной форме познакомить детей с количеством, формой, величиной предметов, научить их первичным навыкам ориентировки в пространстве и времени.
Я пришла к выводу, что можно повысить мотивацию дошкольников в развитии математической грамотности через использование развивающих игровых технологий. Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к математике с помощью игровых технологий Для реализации поставленной цели составила следующие задачи:
Реализацию поставленной цели я начала с изучения задач для данной возрастной группыи построения предметно-развивающей среды. На начальном этапе для привлечения интереса моих дошколят к выполнению разнообразных математических заданий я оборудовала познавательный центр «Занимательная математика». В нем есть: сортеры, кубики, шнуровки, вкладыши, конструкторы, счетные палочки, разнообразный раздаточный материалс учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребят и способствующие развитию математических представлений. Учитывая возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, я строю свою работу по принципу, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации детской деятельности – игра. Поэтому для повышения уровня знаний моих воспитанников я использую не только дидактические игры и упражнения по формированию математической грамотности, но и пальчиковые игры, подвижные игры, хороводные, театрализованные игрыво всех видах деятельности (на занятиях, в свободной деятельности, прогулке, в режимных моментах). Следуя словам Конфуция «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать – и я научусь» я многоигр делаю своими руками, чтобы детям было интересно, они больше действовали и лучше усваивали материал. Например: многофункциональная дидактическая игра «Собери матрешку». Ребятам даю готовый шаблон матрешки, и им нужно собрать свою матрешку, например, украсив геометрическими фигурамиили собрать целую матрешку из частей и т.д. С помощью этой игры знакомлю детей с основными геометрическими фигурами– круг, квадрат, треугольник; понятием – целого предмета из двух, четырех частей, ориентировкой «лево — право»; с основными цветами. В наш век компьютерных технологий я сделала своего рода ноутбук — многофункциональную игру «Занимательный матембук». Цель матембука: развитие математических способностей младших дошкольников посредством дидактических игр на основе сказок. Так как дети очень любят сказки, я решила сделать игру по русской народной сказке «Три медведя» на липучках. По картинкам рассказываю сказку и с детьми закрепляем счет до трех, определяем величину и размермедведей, мисок, стульев, кроватей «большой — маленький», «высокий — низкий». Для поиска и усвоения знаний о геометрических фигурах, основных цветах и развития сенсорики есть игры: «Спрячь колобка», «Спрячь мышку», «На какую фигуру похож предмет». Мои дошколята с удовольствием играют моим матембуком. Одна из любимых игр моих ребят составление геометрических фигур из палочек. Предлагаю, например, сложить квадрат, треугольник по образцу. Это помогает в запоминании названийгеометрических фигур. Для усвоения понятия «один — много», «одинаково» используюигры с предметами. Предоставила каждому ребенку возможность свободно брать любые игрушки и действовать. А я задаю наводящие вопросы. Например: Маша сколько ты взяла игрушек, а что надо сделать, чтобы было много? Игры с предметами для ориентировки в пространстве определяем, какая игрушка, где стоит. Например: машинка стоит «перед» куклой, кубик находится «справа» от мяча, самая большая матрешка находится за маленькой. Играя с конструктором в строительные игры с детьми, я развиваю умение сравнивать строительный материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие. Например: синий домик выше, чем красный, желтый забор ниже, чем зеленый. При строительстве мостика определяем длину белый мостик «длиннее», чем красный. При организации сюжетно-ролевых игр обращаю внимание на количественные отношения «Магазин» — один предмет покупаем, два или много. Использую здесь же предметы-заместители, например, логические блоки, в магазине могут быть, как конфеты или печенье – закрепляем форму, цвет, величину предметов. Для закрепления играем в подвижную игру «Игрушки в магазине», я по очереди бросаю мяч детям. Они ловят его двумя руками, при этом отвечают на вопрос «Где стоит машина?» «Что стоит за/ перед?» Физкультминутки, упражнения на счет движений. Например: Сколько елочек зеленых, (показываю 3 елочки) Столько выполним наклонов. Мы подпрыгнем столько раз Сколько бабочек у нас. (показываю 3 бабочки) Сколько точек будет в круге (1 точка) Столько раз поднимем руки. Сколько шариков у нас, (много шариков) Столько и подпрыгнем раз. Играя на прогулке, мы считаем и сравниваем камушки, листья, цветы. Гуляя, по территории детского сада находили длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты. Для ориентировки временных отрезков: утро, день, вечер, ночь, играем с мячом в словесную игру «Когда это бывает?» Например: солнышко просыпается утром, а спать ложится — вечером. Большую роль в развитии математических способностей играют и подвижные игры, так как доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Часто в работе использую задания, в ходе которых предлагаю детям как можно быстрее собрать предметы. Например: «большие и круглые» — мячи, «зеленые, не треугольные» — кубики, «не красные, не круглые» — машинки. Одна из годовых задач в нашем детском саду хороводные игры, я их тоже стала использовать для формирования математической грамотности. Например: хороводная игра «Огородная — хороводная». Считаем с детьми овощи, когда раздаю маски и во время игры показываем руками и повторяем слова: «вот такой ширины – вот такой вышины». В свободное время предлагаю детям самостоятельные игровые и практические упражнения. Например, игры: «Найди место предмета», «На какую фигуру похож предмет?», «Что изменилось». В самостоятельной игре ребенок манипулирует предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомиться с их внутренним устройством. Главными моими помощниками являются родители. Они принимают активное участие в оформлении и пополнении математического уголка в группе, помогают мне в изготовлении дидактических игр. Таким образом, игровая деятельность детей стала активным средством воспитания и развития не только в детском саду, но и в семье. Ведь семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Я стараюсь использовать разные формы работы с родителями: беседы, консультации, папки-передвижки, оформление информационных уголков, рекомендации методической литературы. С нового учебного годапрошло маловремени, но я уже могу отметить, чтомои дошколята лучше усваивают материал, когда им это интересно, можно потрогать, подействовать. Я убедилась в том, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, поэтомув дальнейшем я планирую продолжать работу поиспользованию игровых технологий поформированию математической грамотности. Ведь они дают большой заряд положительных эмоций не толькодетям, но и мне.
|