РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Математика детям | |||
Автор: Еременко Ю.И. Кузичева Е.В. | |||
26.05.2024 11:15 | |||
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Воспитатели:
«Математика всегда остается для учеников работой», – утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многократным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимается качественные изменения в познавательной деятельности ребёнка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных особенностей детей и задач всестороннего развития воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. В своей работе я широко использую математические игры развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения. - Математические игры. Например: 1. Цепочка примеров. Цель – упражнять детей в умении производить арифметические действия. Ход игры. Две группы участников садятся на стулья – одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3+2 – бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере. Участник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой осталось больше игроков. Занимательные задачи интересны для детей, эмоционально захватывают их. «Задания на сообразительность, задачи-шутки, задачи-ловушки используются не только для развлечения, но и большей мере для обучения. Они развивают гибкость ума, дает возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображения. Наглядные логические задачи очень разнообразны: от самых простых, на заполнение пустых клеточек, продолжения ряда, поиск признаков отличия, к более сложным – нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой. Назначение логических задач состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. В процессе решения этих задач у детей формируется умение сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы. - Различные дидактические игры, направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дает возможность упражнять ребят в счете, вычислениях. Например, игра «Сделай поровну». «Взрослый раскладывает на столе палочки. Вверху больше (или меньше) на одну, чем внизу. Запасные палочки находятся в стаканчике. Ребенку предлагается сделать так, чтобы палочек в обоих рядах стало поровну. И объяснить полученный результат». Какова же роль математики – в умственном воспитании, и в развитии интеллекта ребёнка? Уровнем сформированности интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте и в дальнейшем во многом определяется возможность человека ориентироваться стремительно в потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать занимательные задачи, находить для них новые способы решения. Таким образом, ребёнку хочется учиться с интересом и с удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.
|