Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Автодидактика как средство формирования интереса к математической деятельности у детей 4-5 лет
Математика детям
Автор: Филиппова Ирина Викторовна   
18.05.2024 17:06

Автодидактика как средство формирования интереса к математической деятельности у детей 4-5 летАвтодидактика как средство формирования интереса к математической деятельности у детей 4-5 лет

Центр логики и математики — важный, неотъемлемый компонент развивающей предметно-пространственной среды группы, являющийся одним из ведущих средств формирования основ логико-математической компетентности у детей дошкольного возраста.

Руководство самостоятельной деятельностью в центре занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к элементарной математической деятельности.

Задачами Центра логики и математики являются:

  • Развитие качеств и свойств в личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: стремления к достижению положительного результата, настойчивости, находчивости, самостоятельности.
  • Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Центр "Заниматика-математика" в нашей группе – это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами, и определенным образом оформленное место.

 

Скачать конспект

Материалы и атрибуты позволяют детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д. Дети имеют свободный доступ к находящимся там материалам, самостоятельно могут выбрать интересующую их игру или пособие математического содержания, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом самостоятельно или объединятся в игре со сверстниками. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают простейшие логические задачи. В процессе такой деятельности создаются условия для самореализации и проявления инициативы (пространство детской реализации). А стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов обеспечивают элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности.

При этом следует помнить о такой психологической особенности — эмоциональной неустойчивости детей 3-5 лет, которая делает их недостаточно способными на длительные усилия. Они легко отвлекаются, если цель слишком далека. Поэтому мы стараемся как можно шире разнообразить содержание центра, дать детям возможность активно взаимодействовать с его наполнением. Ведь как писал Лев Семёнович Выготский: "Заинтересованность должна проявляться в увлеченности содержанием предмета через активную деятельность. Процесс такой работы приносит творческое удовлетворение, ощущение необходимости знаний, желание знать больше о предмете, углубиться в его суть".

Среди множества игровых и дидактических материалов нашего центра особую ценность имеют автодидактические материалы.

Автодидактичность — это важный критерий РППС и действенный ресурс для работы с детьми, поскольку

  • не требует постоянного присутствия взрослого,
  • является стимулом для внутреннего самостоятельного развития дошкольника, т.к. ориентирован на возраст ребенка и его психологические нужды,
  • сам учит (является учителем) и знания «рождаются» в ребенке под воздействием данного материала.

Специфика автодидактических материалов состоит в том, что в них изначально заложен принцип самопроверки. Встроенный в материал контроль ошибок дает ребенку возможность самоконтроля, способствует независимости от взрослых. Он может быть механический (нарушение целостности по типу пазла) или визуальный (несоответствие пары, нарушение гармонии ряда, цветная маркировка, контрольная карта).

Следует отметить, что самоконтроль дидактического материала, по мнению М. Монтессори, имеет огромное воспитательное значение. Ошибки стимулируют присматриваться к предметам, переделывать работу несколько раз, и в этих повторных упражнениях ребенок не только обостряет свои чувства, но и упражняет свое внимание.

Традиционный контроль со стороны педагога также имеет значение, однако принципиально, что он идет вслед за самостоятельным контролем ребенка и поэтому является сопроводительным.

Центр логики и математики 1 раз в 2 недели мы пополняем игровыми обучющими карточками – заданиями.

  • На каждой карточке есть условное обозначение задания – визуальная подсказка для детей. Для этого мы пользуемся пекс- картинками или рисуем пиктограммы сами;
  • Помимо фломастеров или карандашей, для работы с карточками используем счётные палочки, крышечки, детали от конструктора Лего, пуговицы, природный и бросовый материал;
  • Часть карточек для действий с фломастерами заламинирована. Ключевая их ценность состоит в том, что при самопроверке ошибка легко устраняется. Это дает ребенку возможность не концентрироваться на ошибке, не бояться ошибиться, повторять несколько раз, пока действие не станет безошибочным;
  • Задания берём из интернет-ресурсов или "развивашек" по возрасту в соответствии с задачами на определённый период.

Важно, чтобы автодидактический материал был интересен детям с разными возможностями.

  • Каждое задание можно сделать разноуровневым;
  • С новыми карточками или играми проводим презентацию;
  • Карточку с выполненным заданием ребенок может опубликовать в Центре активности или на своем шкафчике;
  • На следующий день карточки "обнуляются", т.е. стираются отметки с ламинированной поверхности.

Важно помнить, что наиболее интересны для детей именно те материалы, которые, с одной стороны, используются в жизни детей достаточно регулярно, а с другой — к созданию которых дети непосредственно причастны.

Наши дети тоже вносят свой вклад в преобразование РППС – являются инициаторами создания игр и игровых заданий. Вариативность их использования рождается уже в процессе игровой деятельности, из детского опыта, и является своего рода творческой модификацией.

Создание автодидактических материалов – очень увлекательный процесс. Особенно приятно создавать материалы, которые нравятся детям и помогают им самостоятельно добывать новые знания.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год