Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование элементарных математических представлений средствами музыки
Математика детям
Автор: Бабкина Елена Борисовна Шальнева Валентина Васильевна Чумаченко Алла Владимировна   
06.05.2024 18:46

Формирование элементарных математических представлений средствами музыкиФормирование элементарных математических представлений средствами музыки

Авторы

  • Бабкина Елена Борисовна
  • Шальнева Валентина Васильевна
  • Чумаченко Алла Владимировна

Ключевые слова: дошкольники, обучение, воспитание, математические представления, музыка, математика, интеграция музыки и математики, взаимодействие методов обучения.

Одним из наиболее актуальных среди современных образовательных подходов является интегрированный или интегративный подход, подразумевающий процесс освоения обучающимися компонентов отдельных учебных направлений в их взаимосвязи (например, химия и физика, физика и математика, история и литература) и на основании вычленения общих для них универсальных понятий и приемов. Такой подход необходим для выстраивания сложных иерархических систем знаний, отражающих всю комплексность окружающего нас мира. Как отмечает И.В. Азарова, интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, что позволяет более успешно достигать все три дидактические цели: познавательную, развивающую и воспитательную1, с. 83.

 

Скачать конспект

Интегративный или междисциплинарный подход далеко не нов, и сочетания разнообразных учебных дисциплин и иных сфер деятельности, например таких, как художественное искусство или музыкальное, тоже известны. Если говорить о музыке, то чаще всего музыкальные занятия сочетают с занятиями литературой (художественная литература и ее переложение в музыку, родная речь, народный фольклор), историей (как история отражается в музыке, история разных музыкальных жанров и т.п.), географией (музыка разных стран и народов), физкультурой и танцами, живописью1, с. 84.

В последние годы набирает популярность сочетание занятий музыкой и математикой, и это неслучайно. Великий ученый Альберт Эйнштейн неоднократно высказывал мысль о том, что настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса. Он любил музыку и подчеркивал ее влияние на развитие и становление своей личности. В музыке и математике все логично, связано с гармонией и основано на определенных закономерностях.

На тесную связь математических и музыкальных способностей указывает российский музыковед, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения Д.К. Кирнарская, изложившая в своей книге «Психология музыкальной деятельности» не только теорию данного вопроса, но и обширный эмпирический материал 5, с. 335.

Как указывают С.В. Пищальникова и Е.Ю. Личман, цель учебного предмета «Математика» можно определить как формирование и развитие мышления, способность к абстрагированию; становление важнейших качеств личности — логическое, дедуктивное, алгоритмическое мышление, в том числе такие качества мышления, как сила, гибкость, конструктивность, критичность и др. 5, с. 331. Несомненно, можно вычленить в этой цели те общие точки, которые объединяют этот предмет с такой сферой как музыка.

Целью массового музыкального образования детей является формирование музыкальной культуры как части духовной культуры человека через развитие музыкальной памяти, творческого воображения, ассоциативного и аналитического мышления. Логические методы и приемы одинаково работают и для музыки, и для математики. Важно обучать детей не только чувственно и эмоционально воспринимать музыку, но и уметь анализировать ее внешние проявления – такие как композиция, ритм, размер, тональность, высота звука и т.п.

Неслучайно начальный музыкальный лексикон имеет много общего с предматематическим тезаурусом дошкольников, к которому С.Н. Пенинаотносит слова, обозначающие пространственные, временные, количественные отношения (вверху – внизу; сначала – потом; много – мало); признаки и свойства предметов (красный, треугольный, высокий – низкий); умственные и практические действия (сравнить, измерить) 4, с. 159. Она же отмечает, что ведущим способом деятельности в усвоении предматематических понятий в детском саду является практическая работа в разных режимных моментах.

Самым очевидным способом включения основ математики в музыкальные занятия является использование музыкально-дидактических игр, которые, к примеру, позволяют познакомиться с долготой и высотой звука через дихотомию «длинный/короткий», «высокий/низкий». Сформировать представление о математическом понятии «мера» и музыкальном понятии «метр» поможет игра «Шаги в музыке», позволяющая закрепить представление о долгих и коротких звуках, которые необходимо знать для формирования представлений о метре и размере музыки.

Знакомство с геометрическими фигурами и закрепление знаний о них можно провести через игру «Сравни инструмент», в рамках которых детям предлагается сравнивать известные музыкальные инструменты – гитару, скрипку, бубен, пианино, гармонь – с геометрическими фигурами по образцу. Подвижные музыкальные игры также могут помочь в закреплении представлений о форме предмета и его расположении в пространстве, что связано с формированием базовых геометрических представлений.

Закрепить счет от 1 до 10 можно используя всевозможные детские песни про цифры, например, «10 мышат», «Где живут цифры?», «Все ли можно сосчитать?». Прямой и обратный счет нередко используется во всевозможных считалках, используемых для физкультурно-музыкальной разминки.

Старших дошкольников можно знакомить с общностью музыкальной и математической гармонии, подчеркивая, что первая невозможна без второй. К этому дуэту можно добавить третью предметную область – изобразительное искусство – и рассмотреть такое понятие как «золотое сечение» с нового ракурса.

Завершить интегративные занятия по музыке и математике можно решением музыкально-математических ребусов и задач.

Таким образом, нельзя не согласиться с Н.Л. Гребенниковой и Н.Д. Давлетовой, которые считают, что элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, развиваются и закрепляются посредством музыкального материала2, с. 27.

Многие родители воспитанников заинтересованы в дополнительных занятиях на базе ДОУ. Одним из таких видов занятий может стать музыкально-математический клуб. И.К. Кондаурова определяет данную деятельность как творческое объединение детей, проявляющих интерес, как к музыке, так и к математике, с целью проведения совместного интеллектуально-эстетического досуга, наполненного музыкальным и математическим содержанием3, с. 87.

Подводя итог, отметим, что интеграция музыки и математики имеет не только перспективы использования, но и уже вполне сложившуюся практику. Обе предметные области помогают развивать восприятие и память, аналитические и ассоциативные навыки мышления, формировать такие приемы мышления как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование характерны как для математической, так и музыкальной деятельности.

В цифровую эпоху математика является неотъемлемой частью современной жизни, включенной во все виды деятельности и досуга человека. Современное музыкальное творчество также цифровизировано. Это отражает междисциплинарные связи музыки и математики, и обязательно должно находить свое выражение в образовательном и воспитательном процессах.

Список использованной литературы:

  1. Азарова, И. В. Создание условий на уроках музыки для формирования образного мышления обучающихся через интеграцию музыки с другими предметами / И. В. Азарова // Вестник "Өрлеу" — kst. – 2016. – № 4 (14). – С. 82-86.
  2. Гребенникова, Н. Л. Принцип интеграции образовательных областей в математическом развитии / Н. Л. Гребенникова, Н. Д. Давлетова // Chronos. – 2020. – № 10 (49).
  3. Пенина, С. Н. Формирование предматематического тезауруса дошкольников / С. Н. Пенина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2003. – Т. 2, № 4. – С. 159-163.
  4. Пищальникова, С. В. Специфика психофизиологических взаимосвязей и взаимодействия музыкальных и математических способностей / С. В. Пищальникова, Е. Ю. Личман // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. – 2019. – № 4. – С. 331-338.
  5. Кондаурова, И. К. Музыкально-математический клуб как форма дополнительного образования / И. К. Кондаурова, Е. А. Сергеева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2021. – Т. 10, № 2 (35). – С. 86-89.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год