ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЗИМНЕЕ ДЕРЕВО» |
Математика детям | |||
Автор: Попова Дарья Геннадьевна | |||
15.02.2024 18:28 | |||
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЗИМНЕЕ ДЕРЕВО» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26» Воспитатель: Попова Дарья Геннадьевна Актуальность. «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным» Б. Паскаль И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека знания компьютерных технологий, причем все более глубоко, поэтому в наше время математика востребована как никогда раньше. Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни. Пояснительная записка. Арифметическая задача – это простейшая, собственно математическая форма отображения реальных ситуаций, которые одновременно близки и понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются, и стихийно, хотим мы этого или не хотим, стремятся выразить и осмыслить в числовых понятиях. Решить задачу – это значит: разобраться в ее условии, выделить, какие величины в задаче известны, какую надо найти, как они между собой взаимосвязаны, на основе этого правильно выбрать арифметические действия, записать соответствующий пример, вычислить его и записать ответ. Методическая ценность. Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста, которая не только поможет с пользой провести своё свободное время, но и будет способствовать развитию математических умений и знаний, развитию зрительных и слуховых восприятий, внимание, память, мышление. Кроме этого данная игра поможет стимулировать детей к анализу игровых ситуаций, побуждать к рассуждению и пояснению своих действий, сформировать культуру общения. Область применения. Совместная игровая деятельность педагога с подгруппой детей; индивидуальная работа; самостоятельная. Пособие дает возможность эффективно организовать педагогический процесс: позволяет успешно решать обучающие и развивающие задачи. Возраст детей. От 5 лет до 8 лет. Материал. Бумага, ковролин, липучка велькро, пластик. Оборудование.
Цель: Повышение уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Игра №1 «Назови соседей» числа» Цель: учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10 Ведущий объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа». Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у них на карточке и почему эти числа стали соседями. Игра№2 «Кого (чего) больше или меньше» Цель: закрепление умения сравнивать числа, предметы. Один из детей раскладывает два вида выбранных предмета и ставит задачу: сравнить чего больше или чего меньше. Второй ребенок вначале проговаривает ответ, а затем выкладывает из цифр и знаков сравнения. Игра№3 «Составь задачку другу» Цель: закрепление умения выстраивать математическую задачу в виде предметных картинок и чисел. Один из детей раскладывает два вида выбранных предмета и формулирует задание, решить задачу на сложение или вычитание. Второй ребенок вначале проговаривает ответ, а затем выкладывает из цифр и знаков решение задачи. Игра №4 «Составь задачку по примеру» Цель: Формирование умения детей составлять задачи по заданным примерам.. Взрослый заранее выкладывает пример на игровом поле, дети, составляют задачу по заданному примеру, выкладывают условие задачи картинками. Решают задачу. Игра №5 «Сколько» Цель: Развитие умения детей записывать и решать примеры. Взрослый предлагает посчитать, сколько снежинок и сколько птиц, сколько Спрашивает, сколько всего. (Примеры на сложение) Можно спросить, на сколько больше или меньше. (Примеры на вычитание) Предлагает записать пример на карточке и решить его. Конспект НОД «Познавательное развитие: ФЭМП» (подготовительная группа) Тема: «Зимнее дерево» Задачи образовательные: закреплять:
- представления о геометрических фигурах. развивающие: - развивать логическое мышление, речь, чувство времени, пространственную ориентировку. воспитательные: - воспитывать коммуникативные навыки, умение слушать друг друга. Оборудование: волшебная палочка, часы, дидактическое пособие «Зимнее дерево» 4 снеговика разной высоты с буквами З, И, М, А, схема домика из фигур к игре «Танграм». Ход занятия. I. Организационный момент. Вводная часть. В. – Дети, у нас сегодня в группе я нашла волшебную палочку. Давайте поиграем с ней. Я думаю, что она поможет нам хорошо заниматься, правильно отвечать на вопросы. И мне кажется, что в конце занятия мы узнаем, какая же волшебница оставила нам эту палочку. Игра с волшебной палочкой. Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит «Волшебную палочку передавай, времена года называй. Зима…» и передаёт палочку ребёнку. - Сколько всего времён года? «Волшебную палочку передавай, месяцы называй. Сентябрь…» В. – Какие это месяцы? Сколько осенних месяцев? «Волшебную палочку передавай, месяцы называй. Декабрь…» В. – Какие это месяцы? Сколько зимних месяцев? «Волшебную палочку передавай, дни недели называй. Понедельник…» Сколько дней в неделе? «Волшебную палочку передавай, части суток называй. Утро…» Сколько частей в сутках? Садятся за рабочие столы. - Дети, а какое сейчас время года? - Какой зимний месяц идёт? - Какой день недели? - Какая часть суток? (утро) - Который час? (9 часов утра) - Сегодня мы продолжим знакомиться с составом числа 6, решением задач. А сначала проведём математическую разминку. II. Основная часть. 1. Математическая разминка. - Посчитайте от 1до 10. - Посчитайте от 10 до 20. - Посчитайте от 10 до 1. - Посчитайте от 3 до 9, от 9 до 6. - Назовите соседей числа 8, 5, 15, 19. 2. Соотнесение цифры с количеством. – Дети, отгадайте загадку: Что за звездочки сквозные На пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, А возьмешь — вода в руке? - Посчитайте, сколько снежинок упало на зимнее дерево? и обозначьте их количество цифрой. (работа с дидактическим пособием «Зимнее дерево»). 3. Состав числа 6. (На доске 6 снежинок.) - Две девочки Соня и Сима вырезали 6 снежинок. -Сколько снежинок могла вырезать каждая девочка? Дети по очереди говорят варианты. (Воспитатель помогает, разделяя указкой снежинки на две группы): - Если первая девочка вырезала 5 снежинок, то вторая – 1. - Если первая девочка вырезала 4 снежинки, то вторая – 2. - Если первая девочка вырезала 3 снежинки, то вторая тоже 3. - Если первая девочка вырезала 2 снежинки, то вторая – 4. - Если первая девочка вырезала 1 снежинку, то вторая – 5. - Из каких двух меньших чисел может быть составлено число 6? (Вызванный ребёнок называет все варианты, затем все дети тихим голосом повторяют с опорой на «Домик – состав числа 6»). А как можно составить число 6 из единиц? (6 – это 1, 1, 1, 1, 1 и 1.) 4. Физминутка “Снежок” 1,2, 3, 4 – мы с тобой снежок лепили. Круглый, крепкий, очень гладкий, И совсем, совсем не сладкий. Раз – подбросим, Два – поймаем, Три – уроним и сломаем. 5. Решение задачи. Воспитатель помещает на игровое поле ещё 1 маленькую снежинку. - Посмотрите, что произошло. - Составьте про это задачу. - Повторите условие задачи. Повторите вопрос. - Каким действием будете решать эту задачу? Почему? - Выложите решение задачи с помощью карточек с цифрами и знаками действий на игровом поле. - Сколько получится? (7.) - Прочитаем решение задачи все вместе. (6+1= 7) (К 6 прибавить 1 получится 7. Или: 6 плюс 1 равно 7.) - Ответьте на вопрос задачи, сколько всего снежинок вырезала Соня? (7 снежинок всего вырезала Соня.) - Повторим хором ответ задачи. 6. Ориентировка на плоскости. -Представьте, что это окно. Какую форму он имеет? (Прямоугольную.) Давайте украсим окно. -Верхний правый угол украсим снежинкой. - Верхний левый угол украсим звёздочкой. - Нижний правый угол украсим зайчиком. - Нижний левый угол украсим деревцем. - Середину окна украсим колокольчиком. 8. Физминутка “Снеговик” Давай, дружок, смелей, дружок Кати по снегу свой снежок. Он превратится в снежный ком, И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла. Но солнце припечёт слегка – Увы! – и нет снеговика. 9. Расположить снеговиков от высокого к низкому. - Как вы расставили снеговиков? - Какое слово можно прочитать из букв на рубашках снеговиков? Ш. Заключительная часть. Итог. - Какая же волшебница оставила у нас в группе свою волшебную палочку? (Зима). Рефлексия: Кубик Блума Зима подарила раскраски по номерам и дети продолжили деятельность
|