Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование в ДОУ образовательной технологии развивающих игр Никитиных по логико-математическому развитию дошкольников»
Математика детям
Автор: Шелехова Людмила Федоровна   
28.02.2024 09:44

«Использование в ДОУ образовательной технологии развивающих игр Никитиных по логико-математическому развитию дошкольников»«Использование в ДОУ образовательной технологии развивающих игр Никитиных по логико-математическому развитию дошкольников»

В развивающих творческих играх Б.П. Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям».

Творческие развивающие игры Б.П. Никитина для детей обладают характерными особенностями:

  • Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.
  • Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
  • Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
  • Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  • Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
  • Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
  • Игры Никитина позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

В игре «Сложи узор» хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу и способность к комбинированию. Дети учились сначала по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем перед детьми ставилась обратная задача: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумать новые узоры из 9 или 16 кубиков, т. е. выполнить уже творческую работу.

Мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать дети учились с помощью игры «Кубики для всех». Положив перед собой рисунок-задание, ребёнок строил из фигурок точно такую же модель, как нарисованная. Построив одну, он переходил к следующей, более сложной и т. д.

По сути, дошкольнику приходилось решать две задачи одновременно: во-первых, выбирать из 7 фигурок только 2–3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели (мысленный анализ рисунка-задания – на какие фигурки его можно расчленить); во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т. е. соединить их и уложить в модель (синтез, сначала мысленный, а потом предметный). Когда дошкольники освоили построение моделей по рисункам-заданиям, им предложили придумать и сложить новые модели.

При этом разные игры Никитина развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год