«Использование в ДОУ образовательной технологии развивающих игр Никитиных по логико-математическому развитию дошкольников» |
Математика детям | |||
Автор: Шелехова Людмила Федоровна | |||
28.02.2024 09:44 | |||
«Использование в ДОУ образовательной технологии развивающих игр Никитиных по логико-математическому развитию дошкольников» В развивающих творческих играх Б.П. Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям». Творческие развивающие игры Б.П. Никитина для детей обладают характерными особенностями:
В игре «Сложи узор» хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу и способность к комбинированию. Дети учились сначала по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем перед детьми ставилась обратная задача: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумать новые узоры из 9 или 16 кубиков, т. е. выполнить уже творческую работу. Мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать дети учились с помощью игры «Кубики для всех». Положив перед собой рисунок-задание, ребёнок строил из фигурок точно такую же модель, как нарисованная. Построив одну, он переходил к следующей, более сложной и т. д. По сути, дошкольнику приходилось решать две задачи одновременно: во-первых, выбирать из 7 фигурок только 2–3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели (мысленный анализ рисунка-задания – на какие фигурки его можно расчленить); во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т. е. соединить их и уложить в модель (синтез, сначала мысленный, а потом предметный). Когда дошкольники освоили построение моделей по рисункам-заданиям, им предложили придумать и сложить новые модели. При этом разные игры Никитина развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
|