Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Математика детям
Автор: Гарина Юлия Геннадьевна   
25.01.2024 23:33

ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Гарина Юлия Геннадьевна, Тарасова Екатерина Александровна, воспитатели МАДОУ "Детский сад 104 комбинированного вида", РМ, г. Саранск, Россия

Аннотация. В статье авторы рассматривают и проводят анализ роли информационно- коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: технологии, ИТК, дошкольный возраст, педагог, воспитатель, познавательная активность.

В настоящее время особое внимание уделяется дошкольному образованию. Так, в ДОУ и других организациях образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех детей. Так происходит обновление научной, материальной и методической базы в дошкольных образовательных учреждениях. Одним из условий развития дошкольного образования выступает использование новых информационно-коммуникационных технологий. В мире постоянно происходят различные изменения, которые затрагивают все сферы деятельности человека. То, что было вчера еще недоступно и не изведано, сегодня активно используется. Новое время предъявляет новые требования к педагогу, воспитателю и его профессиональной компетентности. Педагог должен не просто уметь пользоваться мультимедийным оборудованием и компьютером, но и применять всё это в воспитательно- образовательном процессе, ведь информационные средства предоставляют широкие возможности для коммуникации.

 

Занятия по формированию элементарных математических представлений — одно из жизненно важных функций дошкольника, поскольку в наше время она крайне необходима для существования в цивилизованном человеческом обществе. Дошкольники должны обучаться ФЭМП с самого раннего возраста, поскольку такие занятия служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешно развивают умственные способности. В воспитательно- образовательной системе занятия математикой способствуют развитию творческих способностей ребенка на широкой основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования. Мультимедийный проектор вместе с ноутбуком, экраном и колонками может выступать на занятии по ФЭМП в роли электронной доски. Иногда воспитателю трудно найти подходящий наглядный материал — в этом случае альтернативным решением станет создание презентации. Также на занятиях можно просматривать познавательные видеоролики, связанные с изучаемой темой.

Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) делает занятие более эмоционально насыщенными, движения и звук привлекают детское внимание, что, конечно же, способствует хорошей результативности образовательной деятельности. У ребёнка работают одновременно зрительная, слуховая и моторная память.

Что касается системы образования, то здесь важно отметить, что информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов, специалистов и родителей в этой области. Ни для кого не секрет, что использования ИКТ позволяют наиболее успешно реализовать развитие способностей ребенка [1]. «Использование технологий мультимедиа дает возможность перевести содержание образования на качественно новый уровень организации и представления учебной информации» [2, с. 26]. Под информационно-коммуникационными технологиями понимается совокупность методов, процессов и программно-технических средств, которые внедряются и используются с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения информации в интересах ее пользователей [5]. Говоря об ИКТ в системе образования, данные технологии расширяют возможность предоставления информации, активизируют познавательную активность, дают возможность повысить мотивацию обучающих, увеличивают влияние изучаемого материала, содействуют подготовке детей к обучению в школе. Кроме того, в настоящее время ИКТ технологии позволяют создавать электронные дидактические средства для формирования математических представлений детей дошкольного возраста. Все они основаны на мультимедийном представлении материала. Использование мультимедиа на занятиях по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста основано на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства. Внедрение в образовательный процесс дошкольных учреждений ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому педагоги при использовании ИТК активно используют в работе принцип наглядности. Для реализации этого принципа используется разнообразный динамичный и статичный иллюстративный материал. Возможности формирования у детей математических представлений имеет и серияигр, разработанных Н.В. Пыстиной. Так, игра «Правильные Ориентиры» способствует развитию пространственных представлений у детей 6-7 лет. Данный ресурс представляет собой систему игровых заданий, разделенных по половозрастному признаку: задания для девочек и задания для мальчиков. В ходе решения игровых задач ребенок упражняется в определении правой и левой стороны, в ориентировке на «клетке», тренируется в чтении карт и схем. При выполнении заданий ребенку предоставляется возможность вернуться к предыдущему заданию, основной принцип построения игры – от простого к сложному [7]. Данный продукт возможно применить в работе с детьми с использованием интерактивной доски.

Таким образом, мы провели анализ использования ИКТ в формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста и пришли к выводам:

  • информационные технологии позволяет расширить перечень электронных средств обучения, которые позволяет передавать обучающую информацию быстрее, чем при других способах обучения
  • при использовании информационных технологий обеспечивается наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, у детей оказываются задействованными три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная
  • при использовании информационных технологий мультимедийные средства способствует повышению интереса к изучаемому материалу, привлекает внимание детей, а высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию воображения, памяти, внимания и творчества детей.

Информационно- коммуникационные технологии дают возможность расширить использование электронных средств обучения для передачи информации обучающего характера, улучшить запоминание материала, обеспечить наглядность, привлечь внимание и интерес детей к учебному материалу, способствовать проявлению интереса к исследовательской деятельности. Все эти моменты способствуют эффективному формированию математических представлений детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно говорить о том, что на сегодняшний день информационно- коммуникационные технологии позволяют сделать процесс обучения в ДОУ более простым эффективным [5]. Что касается детей дошкольного возраста, то ИКТ позволяет расширить детский кругозор, развить познавательные процессы детей, помогают воспитать творческую, всестороннее развитую личность, которая будет адаптирована к современному миру и будет отвечать всем требованиям общества.

Список использованной литературы:

  1. Веденина, Е. Р. Развивающие и обучающие компьютерные игры в ДОУ / Е. Р. Веденина. – Текст: непосредственный // Воспитатель ДОУ. – 2010 – № 4 – С. 23–26.
  2. Вершинина, Н. В. Использование мультимедийных технологий в процессе предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов / С. А. Бабина, Н. В. Вершинина, Е. А. Кулебякина. – Текст: непосредственный // Гуманитарные науки и образование: научно-методический журнал. – 2020 – № 2 (20). – С. 22–28.
  3. Гаркуша, Ю. Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе /Ю. Ф. Гаркуша. – Текст: непосредственный // Логопед. – 2004 – № 2 – С. 33–36.
  4. Данилина, В. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста / В. В. Данилина, Н. Н. Янкина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016 – № 12. 6 (116. 6). – С. 31–34.
  5. Кораблев, А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А. А. Кораблев. – Текст: непосредственный // Школа. – 2006 – № 2 – С. 37–39.
  6. Лизунова, Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы, разработки, внедрения / Л. Р Лизунова. – Текст: непосредственный // Логопед. – 2005 – № 7 – С. 67–69.
  7. Сафина, Г.А. Возможности развития математических представлений у детей 7-го года жизни средствами ИКТ [Электронный ресурс] / Г.А. Сафина// http: //www. prodlenka. org/metodicheskierazrabotki/viewlink/104185. html.
  8. Соприна, М. В. Компьютерные технологии в коррекции речевого развития дошкольников / М. В. Соприна. – Текст: непосредственный // Воспитатель ДОУ. – 2010 – № 7 – С. 28–32.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год