Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Логические блоки Дьенеша как средство логического мышления детей дошкольного возраста.
Математика детям
Автор: Павлова Наталья Геннадьевна   
08.01.2024 17:51

Логические блоки Дьенеша как средство логического мышления детей дошкольного возраста.Логические блоки Дьенеша как средство логического мышления детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивают новое. На решение этой за-дачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.

Как сделать, чтобы бы познавая математику, ребенок достиг успеха?

Практика обучения показала: на успешность влияет не только содержание материала, но и форма, средства подачи, которые способны вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой является дидактическая игра. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста надо помнить, что основной метод развития проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Обучая детей в процессе игры надо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Логическое мышление у детей не развивается за несколько недель и даже месяцев, этот процесс захватывает весь период взросления, но уже в дошкольном возрасте можно активно тренировать способности ребенка логически мыслить.

 

В дошкольных образовательных учреждениях имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов, однако возможность формировать в комплексе все важные для умственно-го, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Одним из наиболее результативных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для раннего раз-вития логики и, прежде всего, для под-готовки мышления к восприятию математики.

Занятие и игры с использованием блоков влияет на развитие детской речи, поскольку во время занятий детям приходится произносить названия геометрических фигур, отвечать на вопросы и выражать свои мысли.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам. Сначала следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их. Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее.

Игры-занятия с блоками Дьенеша способствуют:

  • ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
  • развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать (группировка предметов по их свойствам), обобщать, кодировать и декодировать информацию
  • развитию познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания, воображения
  • развитию творческих способностей: моделирование и конструирование
  • воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста с формами предметов и геометрическими фигурами. С логическими блоками дети могут выполнять различные действия: выкладывать, менять местами, убирать, прятать, искать, делить между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действия рассуждать.

Логические блоки Дьенеша — это набор из 48 геометрических фигур:

  • четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)
  • трех цветов (красный, синий, желтый)
  • двух размеров (большой, маленький)

- двух видов толщины (толстый, тон-кий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: фор-мой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Блоки Дьенеша являются эффектив-ным дидактическим материалом, кото-рый удачно сочетает в себе элементы конструктора и развивающей игры. В процессе работы с логическими блока-ми дети сначала приобретают навыки выделять и абстрагировать в фигурах только одно свойство: цвет, толщина, размер или форма. Через время выпол-няют задания более сложные. При этом принимается во внимание уже два свойства предмета и более.

Наряду с логическими блоками при-меняются карточки-изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры:

  • цвет обозначается пятном
  • размер – домиком (большим или маленьким)
  • форма – изображением фигуры
  • толщина – силуэтом человечка тол-стым или тонким

- перечеркнутая карточка обозначает отрицание свойства (к примеру, пере-черкнутый крест-накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая).

Комплекты карточек можно использо-вать не только вместе с блоками Дьене-ша, но и для самостоятельных игр. Ис-пользование карточек позволяет разви-вать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки- свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

Существуют альбомы для каждого возрастного диапазона. Выбирать их следует по уровню развития ребенка. Наличие картинок существенно разно-образит количество игр.

Системное включение игрового мате-риала – блоков Дьенеша в различные формы организации детской деятельности способствует эффективному развитию логико-математических способностей дошкольников.

Павлова Наталья Геннадьевна

Воспитатель высшей квалифика-

ционной категории,

ГБОУ «Школа Перспектива», ДО «Знайки», г. Москва.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год